Технология работы с информацией. Основные принципы работы с информацией Как я работаю с информацией

Наш современный мир переполнен информацией. Хотите узнать что-то? Просто задайте вопрос, и гугл мгновенно выдаст ответ. Сотни, тысячи, миллионы ответов.

Информации не просто много. Ее слишком много. Сложно не получить ее — сложно разобраться, понять, и выбрать нужное.

Умение работать с информацией может пригодиться в любом деле: продать квартиру или вернуть некачественный товар, изучить новый язык программирования или выбрать тариф для сотовой связи. И конечно, особенно это важно, когда вы изучаете что-то новое, будь то университет, курсы повышения квалификации или новый хитрый рецепт штруделя.

Вот 4 совета от Льюиса Кэролла, которые помогали мне много раз: разобраться в обновлении блога, особенностях закона о защите прав потребителей, или способе решения неприятного семейного конфликта. Т.е. мелких и крупных проблемах, с которыми мы периодически сталкиваемся в жизни.

Итак, 4 правила работы с информацией

Два слова про то, для кого эти советы были написаны.

Задолго до того, как Льюис Кэролл встретил настоящую маленькую девочку, которая вдохновила его на создание «Алисы в стране чудес» под псевдонимом Льюис Кэрролл, Чарльз Доджсон был выдающимся математиком и логиком.

Среди прочих трудов он написал учебник по символической логике (прочитать можно в тут — издание 1973 года «Случайные прогулки по Науке). В этом учебнике кроме сложностей самой символической логики, Кэрролл предлагает четыре приема, которые помогут разобраться и понять сложные места во время чтения.

И эти советы помогутне только понять хитросплетения символической логики. А с любой информации, которую вам нужно понять.

Итак, как же разобраться в сложной для вас теме?

  1. Начните с самого начала, и не позволяйте себе потакать праздному любопытству путем погружения в книгу, там и сям. Это, скорее всего, приведет к тому, что вы отбросите ее с замечанием «Это слишком сложно для меня!», и, потеряете шанс добавить большой кусок к вашему хранилищу психических сокровищ. Это правило очень желательно с разными видами книг — таких, как романы, например, где вы можете легко испортить большую часть удовольствия, которое вы могли бы получить от этой истории по ходу дела, заглядывая вперед и узнавая то, что автор хотел сделать приятным сюрпризом.
  2. Не начинайте новую главу или раздел, пока не будете уверены, что вы полностью понимаете все до этого момента, и что вы проработали, правильно, большинство, если не все примеры, которые были представлены. Если вы осознаете, что разобрались во всем, что прочитали, и не оставили неразрешенных трудностей, которые обязательно позже обратятся против вас, ваш триумфальный прогресс будет легким и восхитительным. В противном случае, ваше замешательство станет хуже и хуже по ходу дела, пока вы не откажетесь от всего с отвращением.
  3. Если вы столкнулись с отрывком, который не поняли, прочитайте его снова: если вы снова не поняли, прочтите еще раз. Если даже после 3 прочтений вы не поняли его, вероятнее всего, ваш мозг немного утомился. В этом случае, отложите книгу, и займитесь чем-то другим. А назавтра, на свежую голову, вы вероятнее всего найдете это довольно легким.
  4. Если это возможно, найдите гениального друга, который будет читать книгу вместе с вами, и будет обсуждать с вами трудности. Разговор – это прекрасный способ разобраться в трудном. Когда я сталкиваюсь с чем-то – в Логике или другом трудном предмете – что полностью озадачивает меня, я нахожу полезным просто обсудить это вслух, даже когда я полностью один. Можно объяснить вещи ясно самому себе! И потом, вы знаете, только вы будете так терпеливы к самому себе: человек никогда не раздражается на свою собственную глупость!»
  1. Если столкнулись со сложной темой - не бросайте ее. Дайте себе время и возможность разобраться. Вы справитесь, это точно. Льюис Кэролл гарантирует это
  2. Не переходите к следующей главе, пока не разберетесь в предыдущей. Это важно. Иначе непонимание накапливается.
  3. Не поняли после первого прочтения? Прочитайте еще раз, и еще раз. Если даже после трех раз вам что-то непонятно - дайте себе отдохнуть. А лучше отложите до утра. Назавтра вы даже удивитесь, насколько лучше понимаете то, что вчера казалось китайской грамотой. Сама каждый раз удивляюсь.
  4. Найдите себе друга. Лучше, если он гениальнее вас. Но в любом случае, объясняя друг другу сложные места, вместе вы продвинетесь дальше, чем по одиночке. Или просто расскажите кому-то то, что узнали. Рассказывая - сами лучше поймете.

Используйте эти 4 совета - и они помогут вам разобраться в любой теме, которая кажется вам слишком сложной: как продифференцировать неявную функцию, или какой подойдет вам , или как отучить кошку запрыгивать на стол.

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Начальная общеобразовательная школа №7 имени В.И. Ефремовой» г. Усинска

Эффективные

методы и приемы

работы

с информацией

(из опыта работы)

Джармокова Софият Мухамед-Аминовна,

учитель начальных классов

г. Усинск

2017 г.

Эффективные методы и приемы работы с информацией

Мы слишком часто даем детям ответы,

которые надо выучить, а не ставим передними проблемы,

которые надо решить”.

Роджер Левин

В современном обществе постоянно увеличивается объем информации и скорость ее потоков. В связи с этим, особенно актуальными становятся умения, связанные с восприятием, поиском, обработкой и передачей информации. Это требование времени, требование возникшего нового информационного общества.

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) отмечает, что "в результате изучения всех без исключения предметов в начальной школе выпускники приобретут первичные навыки работы с информацией в процессе чтения соответствующих возрасту литературных, учебных, научно познавательных текстов, инструкций. Они смогут осуществлять поиск информации, выделять и фиксировать нужную информацию, систематизировать, сопоставлять, анализировать и обобщать информацию. Выпускники овладеют элементарными навыками чтения информации, представленной в наглядно символической форме, приобретут опыт работы с текстами, содержащими рисунки, таблицы, диаграммы, схемы"

В Примерной общеобразовательной программе (ООП) НОО выделен раздел "Чтение. Работа с текстом (метапредметные результаты)". Этот раздел самостоятелен и равноправен со всеми другими разделами программы.

Особенно актуальна проблема формирования и развития информационной компетенции в начальной школе, поскольку отвечает основным задачам становления и развития личности ребенка. Умение школьника работать с информацией, рассматривается, как универсальное учебное действие , и представляется, как общеучебное умение .

Для современных учеников сегодня нет сложностей с поиском необходимой информации, трудности вызывает неумение работать с ней. С одной стороны, расширилось образовательное пространство, с другой – ученик не может рационально и грамотно выполнить работу, не владея системно необходимыми навыками и умениями.

На сегодняшний день в школе, в начальных классах встает острая проблема: дети, читая задания самостоятельно или выслушав учителя читающего им, не умеют работать с текстом задания. Часто приходится им «разжевывать», задавать наводящие вопросы. Дети затрудняются в постановке вопросов к прочитанному тексту, составлении задач по кратким схемам или таблицам. Отсюда вывод, что неумение работать с текстом на уроках в начальных классах – это проблема, стоящая во главе обучения в дальнейшем.

Поэтому мы, как учителя, которые видим свое назначение в том, чтобы создать условия конкретному ребенку для свободного саморазвития, осознаем важность такой проблемы: «Как научить школьников самостоятельно работать с информацией».

Одним из решений этой проблемы является организация систематической работы с учебником, который сегодня является не только источником информации, но и средством организации образовательной деятельности учащихся. На страницах учебника изложен изучаемый материал, размещены рисунки, фотографии, схемы, таблицы – всё то, что является необходимой информацией для успешного изучения темы урока. При этом главная роль в работе с учебником в процессе обучения отводится формированию у школьников рационального чтения, умения выделять главное, делать выводы, анализировать, сравнивать, формулировать и задавать вопросы, используя наряду с учебником дополнительные источники информации.

Важно отметить, что при выполнении любого задания и на любом уроке учащиеся должны ставить цель, принимать учебную задачу, отбирать, а затем «читать» полученную информацию. Если ребёнок не понял цели, не сумел прочесть задание, он его либо не выполняет, либо выполняет с ошибками. Поэтому необходимо включать в урок задания, направленные на понимание, осознание цели: будь то таблицы, схемы или вопросы на понимание прочитанного.

Кроме того, важно отметить, что эффективная организация внеурочной деятельности также способствуют формированию информационной компетенции школьников. Включение учащихся в проектную и исследовательскую деятельность, выходящую за рамки урока, в детские объединения по интересам, реализация программ внеурочной деятельности и др.

В связи с тем, что дети в жизни встречаются с информацией разнообразного содержания, форм, преобразовывают, оценивают ее, необходимо готовить их к данной деятельности, а значит – учить работать с информацией. При этом важную роль играет учитель, так как в учебнике не всегда представлена подробная работа с информацией, а значит – требуются дополнительные вопросы и задания, при чем важна определенная последовательность (вопросы, направленные на формирование мотивационных действий - вопросы, направленные на формирование процессуальных действий - вопросы, направленные на формирование оценочных действий). Информационная грамотность формируется на каждом уроке, и не стоит ни учителю, ни учащемуся жалеть времени и сил на формирование этого умения.

Очевидно, что необходимо тщательно планировать работу на каждом уроке, использовать активные формы обучения. Кроме того, для формирования и развития информационной компетенции возможно использование методических приёмов по развитию у учащихся общеучебных навыков, необходимых, прежде

всего для преобразования текстовой информации. Такой подход можно выделить в качестве приоритетного, поскольку работа с информацией составляет основу изучения и освоения любого предмета.

В начальной школе необходимо сформировать умения рациональной работы с информацией, которые могут быть вкратце обозначены следующим образом:

На этапе принятия учебной задачи – это умение осознать, вычленить, сформулировать информационный запрос, умение выбрать источник информации и оценить адекватность источника информации сформулированному запросу.

На этапе поиска информации – умение эффективно работать с любыми доступными источниками: последовательно и правильно вести наблюдение, получать искомую информацию в познавательном общении со взрослыми и сверстниками, работать с текстовой информацией (в книге, компьютере), сужая при этом круг поиска рациональными приемами деятельности.

На этапе обработки информации – умение отделять главное от второстепенного, структурировать и изменять объем информации в соответствии с учебной задачей (без изменения или с изменением системы кодирования последней).

На этапе хранения информации – осознанное и эффективное использование учеником особенностей своей памяти при выборе способа кодирования информации, предназначенной для кратковременного или длительного хранения.

Классификация приемов работы с информацией:

Приёмы работы с текстовыми источниками информации

    Комментированное чтение.

    Пересказ, рассказ по опоре.

    Выбор фактов, подтверждающих идею; объяснение явления, процесса.

    Составление описаний одного объекта (факта, явления) по разным текстам (разным источникам информации).

    Поиск ответов на поставленные вопросы.

    Выполнение заданий в рабочей тетради.

    Составление опорных схем (конспектов, «шпаргалок»).

    Составление вопросника к тексту.

    Составление плана текста.

    Составление таблиц.

    Анализ материалов СМИ.

    Составление кроссвордов.

    Составление карт (схем) по тексту.

    Дополнение пропущенных слов в тексте, исправление ошибок.

    Составление мультимедиапрезентаций.

    Разработка виртуальных экскурсий.

    Подбор (разработка) иллюстраций к тексту.

    Подборка афоризмов, пословиц, поговорок, загадок о явлении, процессе.

Приёмы работы с динамическими экранными материалами

Получение информации.

Комментирование.

Озвучивание.

Анализ (рецензирование).

Организация практических работ.

Создание мультимедийных произведений, компьютерных программ.

Приёмы работы со статистическими материалами

    Анализ статистических таблиц, графиков, диаграмм.

    Построение графиков.

    Построение диаграмм.

    Трансформация текста в таблицу, диаграмму, график и наоборот.

    Сбор статистических данных.

Приёмы работы с картографическими материалами

    Чтение карты.

    Картографическое (топографическое) лото.

    Наложение карт.

    Сравнение карт; карт и космических снимков; карт и фотографий территорий.

    Путешествия по карте.

    Составление характеристик объектов, территорий по картам.

    Разработка маршрутов.

    Разработка тематических карт с новым содержанием.

    Составление пазлов.

    Работа с контурными картами.

Приёмы работы с тестами

    Контрольное тестирование.

    Работа с тестами, с целью

а) изучения нового…

б) повторения и закрепления …

    Развивающие тесты.

На каждом этапе урока можно эффективно использовать целую группу приёмов. Комбинируя методические приемы, учитель может планировать свои уроки в соответствии с уровнем развития учеников и объемом материала.

Остановимся на некоторых эффективных приемах работы с информацией.

Чтение с остановками – это прием, который также можно применять на любом предмете по любой теме. Обязательное условие – текст должен быть новым для учащихся.

Задача учителя:

1) заранее разделить текст на несколько частей (часть должна быть не более половины страницы) ;

2) подготовить вопросы по каждому фрагменту (вопросы могут быть на понимание, прогнозирование, анализ) ; и

3) подготовить задания по каждому из фрагментов.

В конце урока предложить детям выполнить задания на обобщение материала по всей изучаемой теме.

Этот прием можно выделить отдельной педагогической технологией, т.е. технология работы с незнакомым текстом . Причем в этой технологии выделяются две взаимосвязанные стороны: самостоятельное освоение учебного материала и накапливание опыта работы с учебной литературой.

Глубокому осмыслению полученной информации способствуют проблемные вопросы по тексту. Ответы на многие проблемные вопросы представляют собой цепочки рассуждений, в которых каждое последующее звено связано с предыдущим, поэтому, отвечая на такие вопросы, не следует ограничиваться каким-то одним звеном.

Проблемные вопросы могут стать основой для самостоятельной работы с учебником. Эту работу можно предложить в качестве опережающего домашнего задания, на этапе изучения нового материала или с целью закрепления полученных знаний.

Маркировка текста . Он состоит в том, чтобы во время чтения учебного материала делать на полях страницы пометки. Этот прием ещё называются «пенсил», в переводе с английского карандаш . То есть изучение материала с карандашом в руках.

Для этого могут быть использованы, например, следующие значки:
+ - знал (а)
! - узнал (а)
? – вызывает сомнение и вопросы.
После первой маркировки целесообразно еще раз обратиться к тексту. Как правило, это приводит к увеличению количества значков.

Рассматриваемый прием заставляет ребенка внимательно читать текст. Полностью этот прием может применяться при выполнении домашнего задания. Ограничение здесь только одно: текст не должен быть очень большим.

Прием маркировки текста делает зримым процесс накопления знания, движения от «знал» к «узнал», стимулирует вдумчивое осмысление прочитанного и поиск нового знания.

Причем, каждый учитель может придумать свою систему пометок, которая может варьировать. Например:

+ (то, что знаю);

* (новая информация);

? (об этом хочу узнать больше);

! (то, что вызвало эмоциональный отклик).

Затем целесообразно заполнить таблицу.

«Инсерт» . При работе с текстом в данном приёме используются следующие шаги: чтение с пометками, заполнение таблицы «Инсерт», обсуждение граф таблицы и формулировка выводов.

Графы таблицы будут соответствовать значкам маркировки, и нужно добавить графу «хочу знать» (хз ). В каждую из трех граф вносятся краткие тезисные записи прочитанного. После их обдумывания заполняется четвертая графа.

+

!

?

хз

Для заполнения таблицы учащимся необходимо будет вновь вернуться к тексту, таким образом, обеспечивается вдумчивое, внимательное чтение. Технологический прием "Инсерт" и таблица "Инсерт" сделают зримыми процесс накопления информации, путь от "старого" знания к "новому".
Важным следующим этапом работы станет обсуждение записей, внесенных в таблицу, или маркировки текста. Обсуждение граф таблицы, выводы, цели на перспективу.

Прием «Сводная таблица»

Этот приём позволяет за короткое время описать и изучить большое количество информации. Основной смысл использования приема заключается в том, что "линии сравнения", то есть характеристики, по которым учащиеся сравнивают различные явления, объекты и прочее, формулируют сами ученики. Для того, чтобы "линий сравнения" не было слишком много, можно вывести на доску все предложения учащихся относительно "линий", а затем попросить их определить наиболее важные. Таким образом, можно избежать избыточности. Категории сравнения можно выделять как до чтения текста - источника, так и после его прочтения.
При заполнении таблицы учащиеся сравнивают, выделяют их отличительные признаки и вносят данные в таблицу линий сравнения:

Сравните строение споровых растений

Плауновидные

Хвощевидные

Папоротниковидные

Корень

Стебель

Лист

Прием «Кластер». «Кластер» в переводе с английского – гроздь. Это графическая систематизация учебного материала – расположение текста в определенном порядке.

Этот прием позволяет охватить большое количество информации, сформировать целостное представление изучаемой темы, увидеть взаимные связи отдельных смысловых единиц.

Полученное графически систематизированное изображение темы является хорошей наглядной основой для самостоятельного ее осмысления. Оно дает возможность обдумать полноту и глубину изложения рассматриваемой в параграфе проблемы, выделить вопросы и взаимосвязи, нуждающиеся, с вашей точки зрения, в более полном раскрытии и обосновании и др.

Прием кластеры предполагает:
- оценку прочитанного текста с точки зрения возможности выделения в нем больших и малых смысловых единиц,
- выделение смысловых блоков и более мелких единиц, графическое установление связей между ними,
- осмысление полученной графической систематизации текста (оценка полноты, обоснованности темы, определение вопросов, вызывающих сомнение, требующих более аргументированного изложения и т.д.),
- умение презентовать свою графическую схему текста.

Графическое оформление темы и ее составляющих может быть представлено в виде модели Солнечной системы: звезда в центре – это наша тема, вокруг нее планеты – основные характеристики (смысловые блоки) темы. Соединяем прямыми линиями тему с ее основными блоками и получаем графическое отображение прочитанного текста.

Этот прием удобно использовать на стадии вызова для повторения материала или в конце для закрепления.

Перед классом ставится задача: «Вспомните и запишите все, что вы знаете по теме «…..».

Этот прием можно использовать:

    Для работы в парах или группах;

    При дополнении ответов друг друга.

Прием Синквейн. Это стихотворение из пяти строк, которое строится по правилам.

1. В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным).
2. Вторая строчка - это описание темы в двух словах (двумя прилагательными).
3. Третья строчка - это описание действия в рамках этой темы тремя словами. Третья строчка образована тремя глаголами или деепричастиями, описывающими характерные действия объекта.

4. Четвертая строка - это фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме.
5. Последняя строка - это синоним из одного слова, который повторяет суть темы. Синквейны полезны в качестве инструмента для синтезирования сложной информации, в качестве среза оценки понятийного и словарного багажа учащихся. При внешней простоте формы, синквейн - быстрый, но мощный инструмент для рефлексии (резюмировать информацию, излагать сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах не так-то просто). Безусловно, интересно использование синквейнов и в качестве средства творческой выразительности.

"Толстый и тонкий вопрос

Этот прием из технологии развития критического мышления, вопрос используется для организации взаимоопроса.

Стратегия позволяет формировать:

умение формулировать вопросы;

умение соотносить понятия.

Тонкий вопрос предполагает однозначный краткий ответ. Толстый вопрос предполагает ответ развернутый.

После изучения темы учащимся предлагается сформулировать по три «тонких» и три «толстых» вопроса», связанных с пройденным материалом. Затем они опрашивают друг друга, используя таблицы «толстых» и «тонких» вопросов.

Пример. По теме урока "Информационная безопасность" можно предложить детям задать толстый и тонкий вопрос.

Тонкий вопрос. Какие группы информационных преступлений вы знаете?

Толстый вопрос. Какие примеры из жизни служат доказательством обеспечения информационной безопасности личности в нашем государстве?

Использование на каждом уроке заданий, относящихся к разделу «Работа с информацией», обогащает учебный процесс, делая его наиболее эффективным. Для ученика обучение станет творческим, насыщенным поисковой и исследовательской деятельностью. Такие задания развивают у младших школьников познавательную и самостоятельную активность, что ведет к формированию информационной компетенции. А умение работать с информацией – интегральная характеристика выпускника начальной школы.

Использованная литература:

    Савинов Е.С. - Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения, М.: «Просвещение», 2010 г.

    Ковалева Г.С., Логинова О.Б. - Планируемые результаты начального общего образования, М.: «Просвещение», 2010 г.

    Воронцова А.Б. – Проектные задачи в начальной школе, М.: «Просвещение», 2010 г.

Методы педагогического исследования

В соответствии с логикой научного поиска осуществляется разработка методики исследования. Она представляет собой комплекс методов, сочетание которых дает возможность с наибольшей достоверностью выполнять исследование. Применение целого ряда методов позволяет всесторонне изучить исследуемую проблему, все ее аспекты и параметры.

Методы исследования - это способы познания объективной реальности. С помощью методов исследователь получает информацию об изучаемом предмете. Каждая наука использует свои методы, которые отражают особенности изучаемых явлений. Методы педагогических исследований обусловлены следующими особенностями:

Результаты обучения и воспитания зависят от одновременного воздействия очень многих причин и условий. Неоднозначный характер педагогических процессов ограничивает возможности применения известных в науке методов. Поэтому в педагогическом исследовании используется совокупность методов.

Педагогические процессы характерны своей неповторимостью. У педагога-исследователя нет возможности провести «чистый» эксперимент. При повторном исследовании никогда не удается воспроизвести те же самые условия и «материал».

В педагогическом исследовании берется во внимание основная тенденция, выводы формулируются в обобщенной форме.

Педагогическое исследование должно проводиться без ущерба физическому и психическому здоровью детей, процессу их обучения и воспитания.

Конечная цель педагогических исследований - установление закономерности в педагогических процессах, явлениях, т.е объективно существующей устойчивой связи педагогических явлений, обеспечивающей их существование, функционирование и поступательное развитие.

Методы педагогических исследований - пути и способы познания объективной реальности педагогических явлений раскрывают процедурную часть педагогического исследования, которая предполагает составление плана исследования, описание методов и техники сбора данных, способов их анализа, а также следующие взаимосвязанные и взаимообусловленные этапы:



Этап работы с научной информацией (цель: найти информацию об объекте исследования и обработать ее);

Этап преобразования поступившей информации (цель: смодифицировать, преобразовать найденные знания об объекте исследования);

Этап творческого разрешения проблемы исследования (цель: самостоятельно открыть закономерности, присущие исследуемому объекту).

Структура педагогического исследования определяется различными комбинациями перечисленных этапов, которые могут осуществляться в различном порядке с определёнными повторениями и изменениями. Обратите внимание, что каждый этап подчинен определенной цели. Способ достижения поставленной цели называют методом. Поэтому выполнение педагогического исследования предполагает использование следующий методов:

Методы работы с научной информацией: методы поиска информации; методы обработки полученной информации; методы систематизация и хранение научной информации.

Методы научного познания: наблюдение, сравнение, анализ, синтез, поиск аналогий, дедукция, индукция, обобщение, абстрагирование, моделирование, конкретизация, метод выдвижения гипотез, метод продуцирования идей. Выделяют также специальные методы педагогического исследования: метод наблюдения, опросные методы, педагогический консилиум, педагогический эксперимент и др.

Методы творческого решения проблемы исследования: метод структурного анализа проблемы исследования; метод «эвристических вопросов», «мозговой штурм», метод аналогий, «синектика», метод «Если бы...», метод образной картины и др.

Методы работы с научной информацией

Научная информация отображает адекватно современному состоянию науки объективные закономерности природы, общества и мышления.

К методам работы с научной информацией относятся методы поиска информации; методы обработки полученной информации; методы систематизация и хранение научной информации.

1). Поиск научной информации.

Научная информация представлена в научной литературе. Б. Г. Тяпкин предлагает следующее определение научной литературы: «совокупность произведений письменности и печати, которые создаются в результате научных исследований или теоретических обобщений и распространяются в целях информирования специалистов о последних достижениях науки, ходе и результатах исследований. Независимо от конкретной отрасли знания, предметом содержания научной литературы является сама наука - идеи и факты, законы и категории, открытые учёными. Научная работа не считается завершенной, если результаты её не закреплены в письменной форме для передачи другим (в случае возникновения вопроса о закреплении приоритета на научное открытие публикация научные сочинения необходима)».

Б. Г. Тяпкин обращает внимание, что ранние научные произведения создавались в жанрах трактатов, диалогов, рассуждений, "поучений", "путешествий", жизнеописаний и даже в стихотворных жанрах (оды и поэмы). Постепенно эти формы сменились новыми формами: появились монографии, обзоры, статьи, доклады, рецензии, очерки, авторефераты, рефераты, тезисы докладов и сообщений, распространяемые в виде публикаций.

Рассмотрим краткую характеристику основных научных текстов:

Монография - научный труд одного или нескольких придерживающихся единой точки зрения авторов, в котором с наибольшей полнотой исследуется определённая проблема или тема. В монографии обобщается и анализируется литература по данному вопросу, выдвигаются новые гипотезы и решения, способствующие развитию науки. Монография обычно сопровождается обширными библиографическими списками, примечаниями, от которых можно оттолкнуться при составлении списка литературы по проблеме исследования.

Брошюра - непериодическое печатное произведение небольшого объёма (в международной практике не менее 5 и не более 48 страниц); небольшого объема, как правило, научно-популярного характера.

Сборник научных трудов - сборник, содержащий исследовательские материалы научных учреждений, учебных заведений или обществ.

Статья - научное произведение небольшого размера, в котором проблема рассматривается с обоснованием ее актуальности, теоретического и прикладного значения, с описанием методики и результатов проведенного исследования. Выполняя педагогическое исследование можно обратиться к журналам «Педагогика», «Воспитание школьника», «Народное образование», «Вопросы психологии». Необходимо помнить о том, что в последнем годовом номере журнала предлагается список статей, которые были опубликованы в данном журнале в течение года.

Тезисы доклада - краткое изложение содержания научного сообщения.

Учебное пособие - учебная книга, предназначенная для расширения, углубления, лучшего усвоения знаний, предусмотренных учебной программой и изложенных в учебниках; дополняет или заменяет (частично или полностью) учебник.

Поиски необходимой литературы - продолжительный труд. Значение его огромно, ибо от полноты изучения опубликованного материала будет зависеть качество учебно-исследовательской работы.

Начинать работу в библиотеке лучше всего с обращения к энциклопедии и специальным словарям. Статьи энциклопедии содержат не только краткую информацию по существу той или иной проблемы, но и список основных опубликованных по ней работ.

Получив общую информацию по теме исследования, можно уже направиться к библиотечным каталогам.

Библиотечный каталог - совокупность расположенных по определенным правилам библиографических записей на документы, раскрывающая состав и содержание фонда библиотеки или информационного центра. Библиотечный каталог может функционировать в карточной или машиночитаемой форме.

Различают следующие виды каталогов: алфавитные, предметные, систематические, каталоги новых поступлений.

К алфавитному каталогу обращаются в том случае, если знают название необходимого источника и фамилию его автора.

Предметный каталог - библиотечный каталог, в котором библиографические записи располагаются в алфавитном порядке предметных рубрик.

В систематическом каталоге названия книг сгруппированы по рубрикам и подрубрикам, однако сами рубрики, в отличие от предметного каталога, расположены не по алфавиту, а по системе дисциплины.

В библиотеке необходимо внимательно изучите каталоги. Лаконичные каталожные карточки несут богатую информацию: фамилия автора, название книги, его подзаголовок, научное учреждение, подготовившее издание, название издательства, год выхода книги, количество страниц. Перепишите с карточки каталога точную и полную библиографическую информацию о книге, статье. Свои записи лучше делать на отдельных карточках. На основе этих карточек, полученных в ходе библиографического чтения, составляется библиографический список.

Библиографический список представляет собой последовательность библиографических описаний источников, которые исследователь использовал в своей работе. Рассмотрим основные правила составления библиографического описания.

1. Библиографическое описание книги одного автора:

Андреев В.И. Эвристическое программирование учебно-исследовательской деятельности / В.И. Андреев. – М.: Высш. Школа, 1981. – 240с.

2. Библиографическое описание книги двух и более авторов:

Пидкасистый П.И. Самостоятельная деятельность учащихся в обучении / П.И. Пидкасистый, В.И. Коротяев. – М, 1978. – 76 с.

3. Библиографическое описание журнальной или газетной статьи:

Амирова С.С. Самоорганизация личности в процессе обучения / С.С. Амирова // Педагогика. – 1993.– № 5.– С.50-56.

4. Библиографическое описание сборника научных трудов:

Психологические проблемы самореализации личности: Сб. научн. тр. / Под ред. О.Г.Кукосяна. – Краснодар, 2001. – 259 с.

Федотова Н.А. Развитие исследовательской компетентности старшеклассников в условиях профильного обучения: Автореф. дисс. …. канд. пед. наук / Н.А. Федотова. – Улан-Удэ, 2010. – 24с.

В ходе выполнения исследовательской работы используют несколько способов построения библиографического списка: алфавитный, тематический, хронологический.

Алфавитный способ предполагает построение библиографического списка по алфавиту фамилий авторов и заглавий источников (если автор не указан). Именно алфавитным способом оформляется библиографический список научных работ.

Когда необходимо отразить развитие научной идеи по этапам составляют библиографический список по хронологии.

Но при работе над исследованием иногда группируют библиографический список не по алфавиту, а по рубрикам, каждая из которой отражает список источников по отдельным аспектом исследования проблемы.

Следует отметить, что энциклопедии и справочники, к которым исследователь обращался в ходе своей работы, перечисляются отдельным списком.

2).Чтение научной литературы

Чтобы успешно работать с учебной и научной литературой, необходимо владеть культурой чтения. Культура чтения включает в себя: регулярность чтения, скорость чтения, виды чтения, умение работать с информационно-поисковыми системами и каталогами библиотек, рациональность чтения, умение вести различные виды записей.

Чтобы овладеть как можно большим пластом литературного материала, необходимо уметь быстро читать. Скорость чтения - не самоцель. Она обязательно должна сопровождаться качеством усвоения содержания текста, его воспринимаемостью, осмыслением и запоминанием самой существенной информации.

Для исследователя важно уметь определять цели чтения, владеть различными видами чтения.

Различают следующие цели чтения:

· информационно-поисковая - найти нужную информацию;

· усваивающая - понять информацию и логику рассуждения;

· аналитико-критическая - осмыслить текст, определить к нему свое отношение;

· творческая - на основе осмысления информации дополнить и развить ее.

Чаще всего специалисты говорят о трех основных видах чтения:

1. Поисковое (просмотровое, ориентировочное): используется для предварительного ознакомления с книгой (статьей). Главная задача – обнаружить, есть ли в книге необходимая информация. Для этого, обычно просматривается оглавление, аннотация, предисловие, заключение. Иногда такого чтения бывает вполне достаточно, чтобы составить представление о книге, об основных идеях автора, некоторых особенностях работы.

Если попытаться определить последовательность действий при этом виде чтения, то получиться следующее:

а) выделите заголовки и pубpики для того, чтобы получить общее представление о содержании и стpуктуpе текста. Заголовок или pубpику можно представить в виде вопроса. Напpимеp, заголовок "Система воспитания как условие развития личности" можно пpеобpазовать в вопpос "Какова должна быть система воспитания, чтобы сфоpмиpовать растущего человека как личность?";

б) пpосмотpите первый и последний абзацы с тем, чтобы получить общее представление о содержании;

в) бегло пpосмотpите весь текст;

г) поставьте вопросы к тексту, который предстоит прочитать: "Что мне известно по данной теме?", "Что мне предстоит узнать?" Благодаря пpосмотpу подзаголовков и pубpик и пpеобpазования их в вопросы, ваше чтение становится активным, становится понятной цель чтения, появляется связь между новой информацией и имеющимися знаниями.

2. Выборочное чтение (ознакомительное, конспективное) используется при вторичном чтении, если есть необходимость более подробно уяснить какую-то определенную информацию. В этом случае мы обращаем внимание только на те разделы книги (текста), которые нам необходимы.

3. Углубленное чтение (изучающее, аналитическое, критическое) - его главная задача – понять и запомнить прочитанное. При этом мы обращаем внимание на детали, анализируем информацию, даем ей оценку, критически осмысливаем и оцениваем прочитанное. Это самый серьезный вид чтения, требующий вдумчивого отношения.

Для эффективного чтения можно предложить такую последовательность действий:

· Обзор и просмотр: пpосмотpите введение, оглавление, pезюме для того, чтобы получить общее пpедставление.

· Анализ - задумайтесь над тем, для чего вы читаете именно эту книгу, чем мотивиpован ваш выбоp.

· Активное чтение - по мере чтения выделяйте основные мысли, сфоpмулиpуйте их письменно. Запишите возникающие вопpосы. Закончив работу, пpовеpьте, насколько хорошо вы усвоили прочитанное.

· Развитие мысли - попытайтесь изложить свою собственную точку зрения относительно прочитанного.

Все виды чтения взаимосвязаны между собой и нужно уметь читать по-разному. Результативность чтения определяется степенью усвоения материала и количеством затраченного на это времени. Читать быстро – немаловажное умение для исследователя. Средней скоростью чтения считается 200-250 слов в минуту. Однако истории известны люди, которые читали очень быстро, (О.Бальзак, А.Эдисон и др.). Джон Кеннеди, например, читал со скоростью примерно 1200 слов в минуту.

Для того, чтобы читать быстро, нужна тренировка по специальным упражнениям. Но уже сегодня вы можете повысить скорость, если обpатите внимание на следующие рекомендации. Они помогут избежать некотоpых недостатков, которые мы часто допускаем при чтении:

· читайте без артикуляции, не пpоговаpивайте слова, внутpенняя pечь значительно снижает скоpость чтения;

· читайте сверху вниз, скользя глазами по центру страницы, а не по строчкам;

· читайте не словами, а целыми строками, расширяя перефирийное зрение;

· читайте без регрессий, т.е не возвращайтесь к уже прочитанным словам, фразам;

· читайте внимательно, отсутствие внимания пpи чтении пpиводит к тому, что чтение пpоисходит механически и смысл пpочитанного не доходит до сознания;

· читайте с интересом, легко читается и запоминается то, что нам интересно, поэтому мотивируйте себя при чтении.

2). Методы фиксации полученной информации

Информация становится ресурсом, если она может распределяться во времени и пространстве, использоваться для решения определенного круга задач. Информация становится ресурсом с момента фиксации ее на носителе (бумажном, электронном).

Первичная фиксация информации может быть сделана следующим образом: подчеркивания в книге, пометки на полях. Для пометок на полях можно воспользоваться такой системой обозначений:

! – очень важно;

? – вызывает сомнение, не понятно;

v – основное, обратить внимание;

Вывод, резюме, итог;

В – выписать и др.

Фиксировать информацию можно и в виде записей: планов, тезисов, конспектов.

План - это краткая пpогpамма какого-нибудь изложения; совокупность кpатко сфоpмулиpованных мыслей-заголовков в сжатом виде представляет смысловую структуру текста. План - это «скелет» текста, он компактно отражает последовательность изложения материала. План как вид записи обычно значительно более подробно передает содержание частей текста, чем оглавление книги или подзаголовки статей. Записи в виде плана чрезвычайно важна для восстановления в памяти содержания прочитанного. Однако, необходимо отметить, что план, как правило, говорит лишь о чем сказано в источнике, но не дает сведений о том, что и как сказано, т. е. скупо упоминает о фактическом содержании, о схеме его расположения. Составляя план при чтении текста, прежде всего, старайтесь определить границы мыслей. Эти места в книге тотчас же отмечайте. Нужным отрывкам давайте заголовки, формулируя соответствующий пункт плана. Запись любых планов делайте так, чтобы ее легко можно было охватить одним взглядом.

Достоинства плана заключаются в том, что это самая кpаткая запись, котоpая отpажает последовательность изложения и обобщает пpочитанное; восстанавливает в памяти содеpжание источника; заменяет конспекты и тезисы; помогает составлению записей и т.п.

Фоpмулиpовка плана только называет то, о чем нужно сказать. То, что нужно сказать может быть сфоpмулиpовано в тезисе.

План может быть простым, когда фиксируются основные мысли в пунктах плана, и сложным, с детализацией каждого пункта подпунктами.

Действия пpи составлении плана могут быть следующими:

1. Пpосмотpите текст и pазделите его на законченные отpывки. Ориентиром могут служить абзацы текста, хотя не всегда смысловая граница проходит по ним.

2. Опpеделите основную мысль каждой части, опираясь на ключевые слова и фразы, и сфоpмулиpуйте ее.

3. Уточните формулировки и последовательно их запишите. Если вы поставите к каждой смысловой части вопрос и запишите его, у вас получится вопросный план.

Пpоследите на пpимеpе фpагмента из книги Ильина Е.Н. "Искусство общения" как опpеделяется основная мысль отpывка и фоpмулиpуется пункт плана.

Фрагмент книги

Пункт плана

"Отметки по литеpатуpе совсем не такие, как, пpедположим, по физике, химии. Учусь слушать ученика по-толстовски, т.е.слышать его и свой внутpенний голос...Улавливать ложные востоpги, заpанее заготовленную показную убежденность, чужой «румянец», личное отношение, за котоpым "мнения чужие только святы". О чем думает ученик, когда говоpит? Говоpит ли, что думает? Или только думает, что сказать для хоpошей отметки? Высоким баллом оцениваю даже pобкую попытку сказать что-то, уточнить, добавить, когда остальные молчат. Желание мыслить - уже pезультат. О тpудном спpашиваю "тpудных" – так их пpоще заставить pаботать".

Вывод: Пункт плана – Этика отметки

Тезисы - это положения, кратко излагающие какую-либо идею или одну из основных мыслей, положений книги. Они могут быть выражены в форме утверждения или отрицания. Тезисы дают возможность раскрыть содержание, ориентируют на то, что нужно запомнить или сказать.

Действия пpи составлении тезисов могут быть следующие:

1. В каждом абзаце текста выделите ключевые пpедложения, несущие смысловую нагpузку

2. Опиpаясь на выделенные пpедложения, сфоpмулиpуйте основную идею абзаца распространенным предложением.

3. Склассифициpуйте основные идеи и кpатко сфоpмулиpуйте то, что они пеpедают.

Подобpав к каждому тезису аpгументы (факты, цитаты и т.п.) и изложив их, вы получите текст вашего выступления, ответ на предложенную для семинара тему. Пpимеp того, как можно сформулировать тезис.

Фрагмент из книги В.Ф. Шаталова "Учить всех, учить каждого"

Тезис

"При наличии одного магнитофона пpослушивание записей поручается ученику параллельного класса во внеурочное время. Эта почетная работа доверяется только лучшим ученикам не чаще одного pаза в учебную четверть. Затраты времени 15-20 минут. При наличии двух магнитофонов ребята из параллельного класса прослушивают записи непосредственно на уроке во время письменной работы. В этот день за письменную работу им выставляются "пятеpки-автоматы", отличающиеся по цвету от других оценок в ведомости открытого учета знаний. Иногда некоторые ответы прослушивает учитель. Практика показала: ребята очень строгие судьи, и за все годы не было ни одного случая либерального отношения к ошибкам товарищей".

Здесь должно было быть длинное и нудное вступление о нелегкой жизни в информационный век, о том, как много информации валится на нас каждый день и как остро ее порой не хватает; о том, как… Но этого вступления здесь нет по причине моей глубокой лени, которая, как всем известно, двигатель прогресса.

Вот несколько наблюдений из собственного опыта, которые заставили меня взяться за разработку собственной системы работы с информацией:

1. Очень небольшая часть информации, что мы получаем с телевизионных и компьютерных экранов, из журналов и газет, разговоров и тому подобного — усваивается и каким-либо образом далее используется в жизни.

2. Одна из причин — в том, что лишь не очень значительная доля сведений, получаемых нами, непосредственно относится к нашей профессиональной области или области увлечений. Эти знания мы впитываем более-менее неплохо.

3. Остальная информация фильтруется, осознанно или нет, но мы воспринимаем ее как информационный шум. От нее остаются какие-то смутные ощущения, не более.

Это все просто и очевидно. И на первый взгляд достаточно эффективно: ведь выбираем и сохраняем только нужное. Ну а для полного счастья и повышения эффективности (лайфхакеры мы или не лайфхакеры?!) обычно предлагается попросту ограничить прием информации. Мне не раз доводилось читать на уютных бложиках «пра успех» призывы ограничить потребление статей, книг, телепередач (сесть на низкоинформационную диету). Понятное дело, чтобы сконцентрироваться на важной и нужной информации.

Вообще-то это действительно полезное дело: не только четче видится главное, но мы при этом избавляемся от «шума» который может давить на психику. Только вот, на мой взгляд, нужно идти дальше. Только парочка замечаний (вполне очевидных).

  • Мы живем в сложном и разнообразном мире, где от нас требуются знания не только в отношении нашей работы. Можно сходу назвать десяток областей знания, хорошая осведомленность в которых может серьезно .
  • Мы живем в меняющемся мире: завтра могут возникнуть ситуации, когда нам потребуются совершенно иные, новые знания. Можно получить повышение и столкнуться с необходимостью руководить людьми, можно резко сменить (вынужденно или нет) работу и так далее.
  • Информация из разных областей может отлично дополнять друг друга. С появлением Google отпала необходимость быть супер-эрудитом, но вот дополнительные знания в разных областях помогают более . А кроме того, чтобы что-то искать, нужно, по крайней мере примерно представлять, что тебе необходимо.

То есть. Низкоинформационная диета, при всех ее достоинствах, может ограничивать нашу фантазию, творческое мышление и подготовленность к будущему. Короче говоря, немного подняться над тупым потреблением всего что напечатано/начитано/отснято — это еще не есть прорыв к эффективности, как ни печально. Что же мы имеем на выходе всех этих размышлений?

А вот что:

Каждому человеку очень неплохо бы завести собственную систему работы с поступающей к нему информацией.

Идеальной была бы ситуация, когда все потребляемые факты и идеи четко раскладывались бы по полочкам в голове. Но раскладывались не для того, чтобы пылиться, а чтобы взаимодействовать, дополнять друг друга и помогать в обыденной жизни и работе. Разумеется, менее важные факты, те, что мы обычно не замечаем, запоминать целиком ни к чему. На нужной полочке в голове (или в специальном блокноте/файле) можно хранить только ярлык-указатель: где можно найти то-то и то-то.

Главное же — что в любой момент при возникновении новых обстоятельств или потребностей

То, чего я хотел бы добиться введением такой системы, довольно сложно объяснить и донести. Пожалуй, это надо прочувствовать. Я недавно пытался поговорить на эту тему с одним другом, чтобы вместе поворочать мозгами на эту тему.

Слушай, говорю, как было бы прекрасно, если бы мы научились полностью использовать поступающие сведения! Например, прочитал о чем-то или поговорил с интересным человеком год назад — а сегодня возникла ситуация, где эти знания можно с успехом, креативно применить. И ты сразу вызваниваешь этого человека или быстро находишь статью!

Друг работает журналистом и он постоянно в поиске новых тем, так что для него это вполне актуально: может потребоваться комментарий специалиста для той или иной статьи, дополнительные важные факты и так далее.

Но друг мне и говорит: так я все контакты всегда записываю, все важное помечаю. Вон, диктофон есть, записные книжки одну за другой исписываю.

Пытался объяснить, что это не система, что этого недостаточно и нет никаких гарантий, что он не упустит что-то важное, что записывание всего подряд (и держание в голове, где что записано) не очень-то эффективно… Но у меня ничего не вышло. Все мои доводы казались другу чем-то надуманным и искусственным — дескать, свихнулся ты, дорогуша, на своей эффективности.

Только после этого разговора до меня «дошло», какой пример можно привести в качестве убойного аргумента. Как я уже сказал, мой друг постоянно нуждается в интересных, жизненных темах для статей. Я как-то посоветовал ему зарегистрироваться в одной из социальных сетей для лучшего поиска тем и связи с людьми, про которых он пишет. До этого мой друг, конечно же, знал , что такое ВКонтакте. Но вот чтобы дойти до осознания того , что там тусуются не только от безделья, не только вывешивают фотографии типа «я грею пузо в Египте, как я крут» и не только рассылают спам он смог только после обстоятельной беседы со мной. В которой я обратил его внимание , что в социальной сети есть страницы интересных людей — художников, руководителей общественных организаций, политиков, ученых и группы различных клубов, сообществ по интересам и так далее. Сейчас через Контакт друг находит немало тем для статей и оперативно обсуждает их, заводит новые знакомства и т.д.

Информация — это любые полученные сведения.

Наши дети получают информацию по-разному: от родителей, интернета, телевидения, друзей, книг, учителей.

Но давайте помечтаем.

Представляете, ваши дети внезапно стали помнить всю полезную информацию, с которой сталкиваются, с первого раза и навсегда. Здорово!

Пришел в школу — послушал урок — запомнил. Прочитал книгу — пересказал!

Оказывается, что около 80% школьных предметов (не считая русского языка и математики), так или иначе, сводятся к умению передать главный смысл. Пересказать текст.

Поэтому для того чтобы ребенок не испытывал трудности в обучении необходимо развивать следующие навыки:

  • уметь читать
  • уметь запоминать информацию
  • уметь работать с информацией (выделять главное и важное)
  • уметь воспроизводить информацию

К сожалению, в школе не учат пересказывать и работать с текстом, всё это ложится на плечи родителей. Да и не многие родители сами умеют это делать правильно, быстро и эффективно.

Как же справиться с тем объемом информации, который ежедневно к нам поступает? Как не упустить главного? Как убрать лишнее и ненужное?

Об этом в нашей статье.

Научиться такому важному навыку, как пересказ, можно с помощью внедрения графических органайзеров.

Графические органайзеры (Помогаторы) — это все то, что каким-либо образом помогает организовать информацию на листе бумаги (или экране компьютера). Для того, чтобы улучшить ее запоминание, усвоение, анализ и/или применение.

С помощью Помогаторов мы сможем таким образом структурировать информацию, что она из сложной и объемной превратится в простую и легкую для понимания, анализа, запоминания, воспроизведения и применения.

Существует большое количество разнообразных графических органайзеров. Наверное многие уже пользовались хоть одним из них в своей жизни.

Вспомните, когда перед вами стоял выбор, вы делили на две части лист бумаги, перечисляя слева плюсы, а справа минусы, например, новой работы.

Начнем наше знакомство с самого простого и понятного для детей помогатора — Паук Карты.

Он вполне может использоваться в начальной школе для систематизации знаний и полученной информации.

Например, в нашем клубе гениальных детей, паучки носят различные головные уборы, улыбаются и никого не пугают.

Берем параграф учебника, в центре пишем название или основную мысль, а в паутинках — то, что эту мысль поддерживает.

Стараемся как можно меньше писать словами, придумываем образы, картинки.

Паук-карта к уроку «Космический рейнджер. Марс.» Автор — Артем

А кому совсем не нравятся паучки, может больше подойдет Помогатор Рыба. Он так же используется для пересказа, и достаточно прост в использовании.

Нужно только помочь детям вначале. Нарисовать скелет рыбки и предложить детям оживить её.

Можно записывать короткие ответы на вопросы, а можно разделить текст и составить пересказ.

Но не просто записывать фразы из учебника, можно предложить детям зашифровать пересказ, а для шифра использовать картинки и рисунки.

Посмотрите на рыбку, которую создал Макар к уроку «Тайна черного метеорита, день 19». Макар — Участник Клуба Гениальных детей:

Некоторые дети не любят не только пауков, но и рыбу. Но кто же откажется от вкусного гамбургера?!

Так же как в любом тексте, здесь есть начало (введение), середина (повествование), основные факты, интересные места, вывод (заключение). Давайте попробуем текст учебника или статьи представить в виде Гамбургера.

Булочка будет введением и заключением.

Котлетка — это самое основное, а остальное будут исключения, особенности и дополнительная информация. А может предложить выучить стихотворение с помощью техники Гамбургер?! Это очень весело.

Начинаем готовить наш гамбургер, не забудьте хорошо прожарить котлетку, брать только свежие булочки и листья салата. И тогда любая тема будет выучена легко, быстро и с удовольствием.

Почему стоит применять Помогаторы в нашей непростой жизни, насыщенной информацией:

  1. Простота использования. Ребенок только должен уметь читать и писать.
  2. Легко запоминать. Вместо длинного и непонятного текста, ребенок создает свои рисунки и пиктограммы.
  3. Легко вспоминать пройденный материал, можно сделать несколько помогаторов на основные темы учебного курса.
  4. Легко вносить изменения и добавления, если узнал новую уточняющую информацию.
  5. Применение Помогаторов безусловно требует участия родителей. Но, чем старше ребенок, чем больше вы сделали, тем быстрее он становится самостоятельным.
  6. Не всегда придумываются картинки и рисунки. Это тренируется так же как любой навык. Попробуйте использовать условные обозначения (применяем географию и историю), можно писать иностранные слова, они часто намного короче русских (прокачиваем иностранный язык), придумывайте свои аббревиатуры/картинки (тренируем креативность) и,наконец, купите наклейки, сейчас их множество.

В 2003 году Институт продвижения исследований в образовании (США) при Ассоциации за образование взрослых и грамотность (AEL) опубликовал обзор 29 исследований использования визуальных средств обучения. В большинстве исследований речь шла именно о графических органайзерах.

Было установлено, что применение их улучшает:

  • запоминание информации,
  • понимание прочитанного,
  • навыки критического мышления.

Используйте помогаторы в процессе обучения детей и тогда обучение детей в школе и дома станет простым и легким процессом.

В ежедневных уроках клуба гениальных детей мы используем помогаторы для выполнения разных заданий с детьми

Мы учимся их составлять вместе с детьми, которые участвуют в уроках школы.

Сегодня в клубе гениальных детей вышло 46 задание. Сегодня в фокусе дня один интересный фокус))) На английском языке!

К клубу можно присоединиться сейчас и начать играть с нами с самого первого дня.

В клубе мы с ребятами играем и каждый день развиваем одну из 7 сфер, чтобы сделать Ваших детей гениальным и всесторонне развитыми.

Вот семь сфер, над которыми мы работаем:

Память и работа мозга
Логика, дедукция, алгоритмы
Изобретательность, ТРИЗ
Внимание, концентрация
Обработка информации
Творчество, художественное мастерство
Ораторское искусство, сценическое мастерство

Все уроки разрабатываются мастерами своего дела, а приходят на почту в формате коротких видеозаписей и заданий.

На выполнение урока дети тратят не больше 20 минут в день

Клуб подходит детям от 5 до 12 лет, но может быть интересен и более старшим детям(если Ваш ребенок старше 12 лет, рекомендуем этот вопрос обсудить с ним)

Ведь благодаря такому комплексному развитию Ваш ребенок улучшит оценки в школе, начнет быстрее делать домашние задания, сможет побеждать на олимпиадах, лучше подготовится к ВПР, ОГЭ и ЕГЭ и сможет поступить в более престижный ВУЗ

Вот один из последних отзывов о клубе