Фз о компьютерной информации. Законодательная база российской федерации

Федеральный закон об информационной безопасности от 27. 07.2006 г., относится к разделу законодательства о государственной тайне.

Государственная тайна - охраняемый государством материал в сфере его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной и оперативно-розыскной деятельности. Распространение соответствующей информации может нанести серьезный ущерб безопасности России.

Федеральный закон о защите информации был принят членами Государственной Думы 8 июля 2006 г. и одобрен Советом Федерации 14 июля того же года. Содержание постановления несколько отличается от других правовых актов Российской Федерации. 149 ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» включает в себя только статьи, на отдельные главы закон не подразделяется.

Закон об информации содержит в себе 18 статей:

  • Ст 1. Область действия Федерального закона;
  • Ст 2. Главные понятия ФЗ;
  • Ст 3. Нормы правового регулирования взаимоотношений;
  • Ст 4. Законодательство РФ относительно информации, информационных технологиях и о защите информации;
  • Ст 5. Сведения как объект правовых взаимоотношений;
  • Ст 6. Обладатель сведений;
  • Ст 7. Общедоступные сведения;
  • Ст 8. Право на доступ к информации;
  • Ст 9. Ограничения относительно доступа к определенным сведениям;
  • Ст 10. Предоставление материала или его распространение;
  • Ст 11. Документирование материала;
  • Ст 12. Общегосударственное регламентирование в области применения информационных технологий;
  • Ст 13. Информационные системы;
  • Ст 14. Государственные информационные системы;
  • Ст 15. Применение информационно-телекомуникационных сетей;
  • Ст 16. Правовая защита сведений;
  • Ст 17. Ответственность за правонарушения;
  • Ст 18. О признании утратившими силу отдельных правовых актов РФ.

Последние изменения в закон об информационной безопасности РФ вносились 01 мая 2017 года. Закон №149-ФЗ регулирует отношения, которые возникают при реализации прав на поиск, получение, передачу, производство и распространение сведений. А также при применении информационных технологий и обеспечении защиты сведений.

Читайте так же 282 ФЗ о статистическом учете. Последняя редакция

Текст ФЗ 149

149 Федеральный закон об информационных технологиях и защите информации определяет политику государства в области формирования справочных ресурсов и их направлений. Скачать Федеральный закон 149 в последней редакции можно .

Стоит отметить, что граждане, служба государственной власти, служба местного самоуправления, учреждения и общественные объединения обязаны предоставлять подтвержденную документами информацию лицам, ответственным за формирование и использование государственных информационных ресурсов.

Последние изменения, внесенные в закон об информации

В Федеральном законе №149-ФЗ было одобрено введение понятия «владелец аудиовизуального сервиса». Были ужесточены сроки запрета на применение аудиовизуального сервиса в целях реализации уголовно наказуемых преступлений. Нововведения касались не всех статей 149-ФЗ.

В Федеральном законе 149, следует выделить следующие статьи:

Статья 2

Последние изменения, утвержденные РФ, были внесены 29.06.2015 г. Дополнился пункт 20 относительно поисковой системы, которая осуществляет поиск информации определенного содержания в сети Интернет. Применяется для осуществления государственных и городских функций, и других публичных полномочий, установленных Федеральным законом.

Статья 3

Описываются основные принципы правого регулирования отношений. Никаких нововведений ст 3 не претерпевала, актуальными являются все те же принципы, которые были в первоначальной публикации документа.

Статья 4

Законодательство РФ, как и ранее, основывается на Конституции Российской Федерации. Правовое регулирование взаимоотношений реализовывается в соответствии с нормативными документами о средствах массовой информации. А порядок хранения регламентируется законодательством об архивном деле. Поправки и дополнения в новую редакцию не вносились.

Статья 7

В середине 2013 года были одобрены последние изменения в 4, 5, 6 частях статьи 7. Допускается размещение материала в сеть в определенном формате, допускающим автоматизированную обработку.

В части 5 были ужесточены меры относительно распространения сведений, которые относятся к государственным тайнам. По требованию соответствующего органа по защите прав субъектов , публикация сведений в форме открытых данных должна будет приостановлена или прекращена вовсе.

Статья 8

Последние нововведения закона были утверждены 27 июля 2010 года. Был изменен 5 пункт в настоящем ФЗ 149-ФЗ об информации, служба государственного управления обязана обеспечить доступ к материалу о своей деятельности, в том числе с применением информационно-телекаммуникационных сетей.

Статья 13

Новая редакция ст 13 подготовлена на основе новых изменений, которые были одобрены 31.12.2014 года. Для свободного использования технических средств информационных систем, муниципальные предприятия должны размещаться на территории России. Согласно новым дополнениям, порядок осуществления контроля за соблюдением норм регламентируется Правительством РФ.

Статья 15

В июле нынешнего года были одобрены последние изменения, касательно статьи 15 части 14. Согласно новой редакции закона, Федеральная служба исполнительной власти обязана уведомлять по системе взаимодействия о нововведениях федеральную службу исполнительной власти внутренних дел.

В соответствии со статьей 24 Конституции, органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом.

Статья 41 гарантирует право на знание фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, статья 42 - право на знание достоверной информации о состоянии окружающей среды.

В принципе, право на информацию может реализовываться средствами бумажных технологий, но в современных условиях наиболее практичным и удобным для граждан является создание соответствующими законодательными, исполнительными и судебными органами информационных серверов и поддержание доступности и целостности представленных на них сведений, то есть обеспечение их (серверов) информационной безопасности.

Статья 23 Конституции гарантирует право на личную и семейную тайну , на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, статья 29 - право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Современная интерпретация этих положений включает обеспечение конфиденциальности данных, в том числе в процессе их передачи по компьютерным сетям, а также доступ к средствам защиты информации .

В Гражданском кодексе Российской Федерации (в своем изложении мы опираемся на редакцию от 15 мая 2001 года) фигурируют такие понятия, как банковская , коммерческая и служебная тайна . Согласно статье 139, информация составляет служебную или коммерческую тайну в случае, когда информация имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам, к ней нет свободного доступа на законном основании, и обладатель информации принимает меры к охране ее конфиденциальности. Это подразумевает, как минимум, компетентность в вопросах ИБ и наличие доступных (и законных) средств обеспечения конфиденциальности. (Примечание:Утратила силу с 1 января 2008 года. - Федеральный закон от 18.12.2006 N 231-ФЗ.)

Весьма продвинутым в плане информационной безопасности является Уголовный кодекс Российской Федерации (редакция от 14 марта 2002 года). Глава 28 - "Преступления в сфере компьютерной информации" - содержит три статьи:

  • статья 272. Неправомерный доступ к компьютерной информации;
  • статья 273. Создание, использование и распространение вредоносных программ для ЭВМ;
  • статья 274. Нарушение правил эксплуатации средств хранения, обработки или передачи компьютерной информации и информационно- телекоммуникационных сетей .

Первая имеет дело с посягательствами на конфиденциальность, вторая - с вредоносным ПО, третья - с нарушениями доступности и целостности, повлекшими за собой уничтожение, блокирование или модификацию охраняемой законом информации ЭВМ. Включение в сферу действия УК РФ вопросов доступности информационных сервисов представляется нам очень своевременным.

Статья 138 УК РФ, защищая конфиденциальность персональных данных, предусматривает наказание за нарушение тайны переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных или иных сообщений. Аналогичную роль для банковской и коммерческой тайны играет статья 183 УК РФ.

Интересы государства в плане обеспечения конфиденциальности информации нашли наиболее полное выражение в Законе "О государственной тайне " (с изменениями и дополнениями на 22 августа 2004 года). В нем гостайна определена как защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации. Там же дается определение средств защиты информации. Согласно данному Закону, это технические, криптографические, программные и другие средства, предназначенные для защиты сведений, составляющих государственную тайну ; средства, в которых они реализованы, а также средства контроля эффективности защиты информации. Подчеркнем важность последней части определения.

Закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации"

Основополагающим среди российских законов, посвященных вопросам информационной безопасности, следует считать закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" от 27 июля 2006 года номер 149-ФЗ (принят Государственной Думой 8 июля 2006 года). В нем даются основные определения, намечаются направления, в которых должно развиваться законодательство в данной области, регулируются отношения, возникающие при:

  1. осуществлении права на поиск, получение, передачу, производство и распространение информации;
  2. применении информационных технологий;
  3. обеспечении защиты информации.

Процитируем основные определения:

  1. информация - сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления;
  2. информационные технологии - процессы, методы поиска, сбора, хранения, обработки, предоставления, распространения информации и способы осуществления таких процессов и методов;
  3. информационная система - совокупность содержащейся в базах данных информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий и технических средств;
  4. информационно-телекоммуникационная сеть - технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники;
  5. обладатель информации - лицо, самостоятельно создавшее информацию либо получившее на основании закона или договора право разрешать или ограничивать доступ к информации, определяемой по каким-либо признакам;
  6. доступ к информации - возможность получения информации и ее использования;
  7. конфиденциальность информации - обязательное для выполнения лицом, получившим доступ к определенной информации, требование не передавать такую информацию третьим лицам без согласия ее обладателя;
  8. предоставление информации - действия, направленные на получение информации определенным кругом лиц или передачу информации определенному кругу лиц;
  9. распространение информации - действия, направленные на получение информации неопределенным кругом лиц или передачу информации неопределенному кругу лиц;
  10. электронное сообщение - информация, переданная или полученная пользователем информационно-телекоммуникационной сети;
  11. документированная информация - зафиксированная на материальном носителе путем документирования информация с реквизитами, позволяющими определить такую информацию или в установленных законодательством Российской Федерации случаях ее материальный носитель;
  12. оператор информационной системы - гражданин или юридическое лицо, осуществляющие деятельность по эксплуатации информационной системы, в том числе по обработке информации, содержащейся в ее базах данных.

Мы, разумеется, не будем обсуждать качество данных в Законе определений. Обратим лишь внимание на нетрадиционность определения конфиденциальности информации, приравнивающего конфиденциальность к неразглашению.

В статье 3 Закона сформулированы принципы правового регулирования отношений в сфере информации, информационных технологий и защиты информации:

  1. свобода поиска, получения, передачи, производства и распространения информации любым законным способом;
  2. установление ограничений доступа к информации только федеральными законами;
  3. открытость информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления и свободный доступ к такой информации, кроме случаев, установленных федеральными законами;
  4. равноправие языков народов Российской Федерации при создании информационных систем и их эксплуатации;
  5. обеспечение безопасности Российской Федерации при создании информационных систем, их эксплуатации и защите содержащейся в них информации;
  6. достоверность информации и своевременность ее предоставления;
  7. неприкосновенность частной жизни, недопустимость сбора, хранения, использования и распространения информации о частной жизни лица без его согласия;
  8. недопустимость установления нормативными правовыми актами каких-либо преимуществ применения одних информационных технологий перед другими, если только обязательность применения определенных информационных технологий для создания и эксплуатации государственных информационных систем не установлена федеральными законами.

Отметим, что в этих принципах явным образом фигурируют целостность (достоверность) и доступность (своевременность предоставления) информации.

В статье 9 Закона содержатся следующие положения:

  1. Ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
  2. Обязательным является соблюдение конфиденциальности информации, доступ к которой ограничен федеральными законами.
  3. Защита информации, составляющей государственную тайну , осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной тайне .
  4. Федеральными законами устанавливаются условия отнесения информации к сведениям, составляющим коммерческую тайну , служебную тайну и иную тайну, обязательность соблюдения конфиденциальности такой информации, а также ответственность за ее разглашение.

Отметим, что в этой статье упор делается на конфиденциальность информации.

Статья 11 "Документирование информации" содержит следующие важные положения:

3 . Электронное сообщение, подписанное электронной цифровой подписью или иным аналогом собственноручной подписи, признается электронным документом, равнозначным документу, подписанному собственноручной подписью, в случаях, если федеральными законами или иными нормативными правовыми актами не устанавливается или не подразумевается требование о составлении такого документа на бумажном носителе.

4 . В целях заключения гражданско-правовых договоров или оформления иных правоотношений, в которых участвуют лица, обменивающиеся электронными сообщениями, обмен электронными сообщениями, каждое из которых подписано электронной цифровой подписью или иным аналогом собственноручной подписи отправителя такого сообщения, в порядке, установленном федеральными законами, иными нормативными правовыми актами или соглашением сторон, рассматривается как обмен документами.

Статья 16 целиком посвящена вопросам защиты информации. Процитируем ее полностью.

  1. Защита информации представляет собой принятие правовых, организационных и технических мер, направленных на:
    1. обеспечение защиты информации от неправомерного доступа, уничтожения, модифицирования, блокирования, копирования, предоставления, распространения, а также от иных неправомерных действий в отношении такой информации;
    2. соблюдение конфиденциальности информации ограниченного доступа ;
    3. реализацию права на доступ к информации.
  2. Государственное регулирование отношений в сфере защиты информации осуществляется путем установления требований о защите информации, а также ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации.
  3. Требования о защите общедоступной информации могут устанавливаться только для достижения целей, указанных в пунктах 1 и 3 части 1 настоящей статьи.
  4. Обладатель информации, оператор информационной системы в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, обязаны обеспечить:
    1. предотвращение несанкционированного доступа к информации и (или) передачи ее лицам, не имеющим права на доступ к информации;
    2. своевременное обнаружение фактов несанкционированного доступа к информации;
    3. предупреждение возможности неблагоприятных последствий нарушения порядка доступа к информации;
    4. недопущение воздействия на технические средства обработки информации, в результате которого нарушается их функционирование;
    5. возможность незамедлительного восстановления информации, модифицированной или уничтоженной вследствие несанкционированного доступа к ней;
    6. постоянный контроль за обеспечением уровня защищенности информации.
  5. Требования о защите информации, содержащейся в государственных информационных системах, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности и федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области противодействия техническим разведкам и технической защиты информации, в пределах их полномочий. При создании и эксплуатации государственных информационных систем используемые в целях защиты информации методы и способы ее защиты должны соответствовать указанным требованиям.
  6. Федеральными законами могут быть установлены ограничения использования определенных средств защиты информации и осуществления отдельных видов деятельности в области защиты информации.

В процитированной статье Закона фигурируют все три основных аспекта информационной безопасности: доступность, целостность и конфиденциальность. Кроме того, обязательным является отслеживание нарушений безопасности и постоянный контроль за обеспечением уровня защищенности информации.

Явным образом не упомянуты такие меры, как аккредитация, сертификация и лицензирование, но в пунктах 5 и 6 они, конечно, подразумеваются.

Таковы важнейшие, на наш взгляд, положения Закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации". На следующей странице будут рассмотрены другие законы РФ в области информационной безопасности.

Информационная безопасность - это сфера деятельности, где изучаются, составляются, оформляются и применяются меры безопасности и защиты личной информации, а также открытость и доступность общедоступной информации. Специальные сотрудники федер. органов проверяют все каналы и потоки сведений для обнаружения и ликвидации утечки засекреченных данных, а также для предотвращения преступлений. Для гарантий прав граждан на использование и распространение данных был принят соответствующий закон.

Список законов РФ об информационной безопасности

Основные вопросы, процессы и меры информационных систем безопасности регулируются Федеральным законом 149 об инф. технологиях и безопасности. Однако эту область контролируют и положения других законов.

Контроль над этой сферой деятельности осуществляется при помощи следующих законов:

  • ФЗ номер 152 о личных данных. Этот закон регулирует правоотношения между сотрудниками органов и гражданами, работниками учреждений, когда при проведении проверок сотрудники органов обладают полномочиями проверять любые материалы, документы и компьютеры. В таких случаях каждый человек может защищать свои персональные данные и материалы, относящиеся к его личной жизни;
  • Этот закон регулирует правоотношения между работниками, сотрудниками, участниками осуществления проектирования, строительства, исполнения условий и требований по отношению к продукции и товарам и т. д. Также он определяет права, полномочия и обязанности перечисленных лиц;
  • ФЗ номер 63 об электронной подписи. Этот закон регулирует правоотношения между участниками сделок купли-продажи, при выполнении услуг для обеспечения нужд муниц. и гос. учреждений, при исполнении гос. функций и других юр. действий, когда используются электронные подписи;
  • ФЗ номер 99 о предоставлении лицензии на отдельные категории деятельности. Этот закон регулирует правоотношения, возникающие между сотрудниками различных гос. органов и юр. лицами и индивидуальными предпринимателями, возникающие при предоставлении лицензии на перечисленные в законе категории деятельности.

Во всех перечисленных законах оформлены статьи и положения, контролирующие сферу информационной безопасности и защиты личных данных.

Общие положения 149 ФЗ

Закон об информ. безопасности 149 был принят Государственной Думой 8 июля 2006 года, а одобрен Советом Федерации 14 июля 2006 года. Последние изменения в него были внесены 25 ноября 2017 года. ФЗ 149 содержит 18 статей. Он касается правоотношений, возникающих при проведении деятельности по поиску, предоставлении, производстве или передаче материалов или информации, при использовании системы и развитии мер защиты информации, при использовании или применении полученных сведений.

Краткое содержание Федерального закона номер 149 об информации, инф. технологиях и защите информации:

  • 1 ст. — сфера, которую регулирует закон;
  • 2 ст. — термины и понятия;
  • 3 ст. — список законных принципов регулирования в данной сфере;
  • 4 ст. — акты и нормативы, контролирующие настоящую область;
  • 5 ст. — информация - это объект правоотношений;
  • 6 ст. — лица, обладающие сведениями;
  • 7 ст. — информация, доступная населению, открытая и публичная;
  • 8 ст. — перечислены лица, имеющие права на доступ к сведениям;
  • 9 ст. — ограничения и запреты;
  • 10 ст. — распространение и предоставление сведений третьим лицам;
  • 11 ст. — документирование и учет;
  • 12 ст. — способы регулирования и контроля над настоящей сферой;
  • 13 ст. — системы и программы;
  • 14 ст. — гос. системы, содержащие важную информацию;
  • 15 ст. — применение телевизионно-коммуникационных сетей в описываемой области деятельности;
  • 16 ст. — защита и меры безопасности сведений;
  • 17 ст. — ответственность, наказания и виды преступлений;
  • 18 ст. — перечисление утративших силу положений.

Настоящий Федеральный закон обладает основными принципами, используемыми для определения информационной безопасности и для мер защиты:

  • Любое лицо, проживающее на территории России имеет право на поиск публичной и общедоступной информации, использование найденных сведений для распространения и передачи любыми известными способами;
  • Граждане имеют право применять, распространять или передавать только общедоступные сведения, запрещено запрашивать какие-либо данные, относящиеся к секретным или частным;
  • Ограничения или запрет на доступ к информации может быть осуществлен только в связи с определенными положениями законодательства Российской Федерации;
  • Сведения распространяются и передаются лицам только в случае их запроса на эту информацию;
  • Любая организация, фирма или компания с коммерческой программой обязуется предоставить подробные сведения о собственной деятельности и с описанием характеристик компании в публичном доступе. Исключения могут быть использованы только если они соответствуют условиям и требованиям настоящего ФЗ;
  • Информационная система контролируется и защищается государственными учреждениями;
  • Все системы, эксплуатация информации и данные, оформленные на официальных сайтах или в официальных документах обязаны быть на русском языке.

Не только граждане (физ. лица), но и юридические лица обладают правами на наличие информации. У физ. и юр. лиц различные полномочия в этой области и права, обязанности и полномочия определяются законодательством, а именно нормативными актами РФ и описываемым Федеральным законом.

В ФЗ 149 перечислены права, которым обладает лицо, владеющее сведениями:

  • Права на разрешение или ограничение доступа к принадлежащей владельцу информации;
  • Право на передачу данных или сведений третьим лицам в связи с оформлением и заключением договора;
  • Право на использование, распространение сведений по собственному усмотрению так, как желает владелец.

В ФЗ 149 перечислены обязанности, которыми обладает лицо, владеющее сведениями:

  • Соблюдение прав, обязанностей и полномочий других граждан, к которым сведения могут относиться;
  • Применение запрета или ограничения на доступ к данным, если эти данные должны быть изъяты из доступа согласно положениям нормативов, актов и законов России;
  • Применение мер и методов для обеспечения защиты и безопасности информации, которая принадлежит этому лицу.

Любая информация, сведения и данные, разрешенные для распространения и применения должна быть открытой и предоставляться в свободном порядке. Шифровки возможны только в исключительных случаях, оформленных в настоящем законе. В случае если при передаче или при распространении информации деятельность происходит без участия СМИ (подробнее , проводится контроль, чтобы данные были достоверными и имели идентификацию опубликовавшей личности.

Владелец сайта в сети Интернет или любого другого ресурса, где распространяется информация обязан в специальной колонке или рубрике поместить собственные данные:

  • Имя, фамилия, отчество;
  • Адрес электронной почты;
  • Адрес проживания.

Такие данные о владельце сайта могут понадобиться не только гражданам, заходящим на сайт, но и сотрудникам органов. Любое лицо, имеющее осложнения с доступом к информации или имеющее вопросы к владельцу, имеет право выслать письмо. Письмо также высылается владельцу в случае, если были обнаружены какие-либо нарушения в интернет - ресурсе.

Согласно законодательству РФ, запрещена также любая пропаганда. Среди запретов перечислена пропаганда войны и насилия, пропаганда религиозной или расовой ненависти, пропаганда самоубийства (псих. влияние) и т. д. За перечисленные виды открытой или закрытой пропаганды автор текста будет нести уголовную или административную ответственность, в зависимости от тяжести преступления.

Секретные, тайные или важные материалы, документация, сведения должны быть задокументированы. Оформление таких бумаг и способы их хранения оформлены в Федеральном законе об исполн. власти.

Владелец информации или каких-либо материалов при просмотре интернет - страниц может обнаружить использование собственной информации без разрешения. В таком случае, владелец имеет право подать иск о нарушении авторских прав на владельца сайта. При подаче иска составляется доверенность, обязательно заверяющаяся у нотариуса.

Скачать закон об информационных технологиях и защите информации

Граждане, сотрудники или должностные лица, нарушившие установленные положения, требования и условия закона будут нести ответственность. В случае, если гражданин обнаружил нарушение собственных прав в описанной выше области, он имеет право подать иск в судебные органы для получения компенсации и возмещения убытков, в зависимости от ситуации:

  • В случае, если лицу был причинен моральный ущерб;
  • Нанесение ущерба чести и деловой репутации;
  • Защита чести и достоинства.

Владелец интернет-ресурса, страницы или сайта имеет право купить информацию у лица. Часто случается, что третьи лица продают материалы без ведома автора. В таких случаях иск о нарушении авторских прав будет проигнорирован. Эти условия и требования действуют не только на продажу сведений, но и на получении лицензии на использование авторских прав.

В случаях, когда нарушения закона были обнаружены неоднократно на одних и тех же сайтах и ресурсах, сотрудники органов контроля имеют право ограничить к ним доступ. На официальных сайтах Федеральных органов можно найти документ с полным списком сайтов и ресурсов, доступ к которым был ограничен или вовсе запрещен.

Основополагающим среди российских законов, посвященных вопросам информационной безопасности, следует считать закон "Об информации, информатизации и защите информации" от 20 февраля 1995 года номер 24-ФЗ (принят Государственной Думой 25 января 1995 года). В нем даются основные определения и намечаются направления развития законодательства в данной области.

Процитируем некоторые из этих определений:

    информация - сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления;

    документированная информация (документ) - зафиксированная на материальном носителе информация с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать;

    информационные процессы - процессы сбора, обработки, накопления, хранения, поиска и распространения информации;

    информационная система - организационно упорядоченная совокупность документов (массивов документов) и информационных технологий, в том числе с использованием средств вычислительной техники и связи, реализующих информационные процессы;

    информационные ресурсы - отдельные документы и отдельные массивы документов, документы и массивы документов в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных, других информационных системах);

    информация о гражданах (персональные данные) - сведения о фактах, событиях и обстоятельствах жизни гражданина, позволяющие идентифицировать его личность;

    конфиденциальная информация - документированная информация, доступ к которой ограничивается в соответствии с законодательством Российской Федерации;

    пользователь (потребитель) информации - субъект, обращающийся к информационной системе или посреднику за получением необходимой ему информации и пользующийся ею.

Мы, разумеется, не будем обсуждать качество данных в Законе определений. Обратим лишь внимание на гибкость определения конфиденциальной информации, которая не сводится к сведениям, составляющим государственную тайну, а также на понятие персональных данных, закладывающее основу защиты последних.

Закон выделяет следующие цели защиты информации:

    предотвращение утечки, хищения, утраты, искажения, подделки информации;

    предотвращение угроз безопасности личности, общества, государства;

    предотвращение несанкционированных действий по уничтожению, модификации, искажению, копированию, блокированию информации;

    предотвращение других форм незаконного вмешательства в информационные ресурсы и информационные системы, обеспечение правового режима документированной информации как объекта собственности;

    защита конституционных прав граждан на сохранение личной тайны и конфиденциальности персональных данных, имеющихся в информационных системах;

    сохранение государственной тайны, конфиденциальности документированной информации в соответствии с законодательством;

    обеспечение прав субъектов в информационных процессах и при разработке, производстве и применении информационных систем, технологий и средств их обеспечения.

Отметим, что Закон на первое место ставит сохранение конфиденциальности информации. Целостность представлена также достаточно полно, хотя и на втором месте. О доступности ("предотвращение несанкционированных действий по... блокированию информации") сказано довольно мало.

Продолжим цитирование:

"Защите подлежит любая документированная информация, неправомерное обращение с которой может нанести ущерб ее собственнику, владельцу, пользователю и иному лицу".

По сути, это положение констатирует, что защита информации направлена на обеспечение интересов субъектов информационных отношений.

    в отношении сведений, отнесенных к государственной тайне, - уполномоченными органами на основании Закона Российской Федерации "О государственной тайне";

    в отношении конфиденциальной документированной информации - собственником информационных ресурсов или уполномоченным лицом на основании настоящего Федерального закона;

    в отношении персональных данных - федеральным законом."

Здесь явно выделены три вида защищаемой информации, ко второму из которых принадлежит, в частности, коммерческая информация. Поскольку защите подлежит только документированная информация, необходимым условием является фиксация коммерческой информации на материальном носителе и снабжение ее реквизитами. Отметим, что в данном месте Закона речь идет только о конфиденциальности; остальные аспекты ИБ забыты.

Обратим внимание, что защиту государственной тайны и персональных данных берет на себя государство; за другую конфиденциальную информацию отвечают ее собственники.

Как же защищать информацию? В качестве основного закон предлагает для этой цели мощные универсальные средства: лицензирование и сертификацию. Процитируем статью 19.

    Информационные системы, базы и банки данных, предназначенные для информационного обслуживания граждан и организаций, подлежат сертификации в порядке, установленном Законом Российской Федерации "О сертификации продукции и услуг".

    Информационные системы органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации, других государственных органов, организаций, которые обрабатывают документированную информацию с ограниченным доступом, а также средства защиты этих систем подлежат обязательной сертификации. Порядок сертификации определяется законодательством Российской Федерации.

    Организации, выполняющие работы в области проектирования, производства средств защиты информации и обработки персональных данных, получают лицензии на этот вид деятельности. Порядок лицензирования определяется законодательством Российской Федерации.

    Интересы потребителя информации при использовании импортной продукции в информационных системах защищаются таможенными органами Российской Федерации на основе международной системы сертификации.

Здесь трудно удержаться от риторического вопроса: а есть ли в России информационные системы без импортной продукции? Получается, что на защите интересов потребителей стоит в данном случае только таможня...

И еще несколько пунктов, теперь из статьи 22:

2. Владелец документов, массива документов, информационных систем обеспечивает уровень защиты информации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

3. Риск, связанный с использованием несертифицированных информационных систем и средств их обеспечения, лежит на собственнике (владельце) этих систем и средств. Риск, связанный с использованием информации, полученной из несертифицированной системы, лежит на потребителе информации.

4. Собственник документов, массива документов, информационных систем может обращаться в организации, осуществляющие сертификацию средств защиты информационных систем и информационных ресурсов, для проведения анализа достаточности мер защиты его ресурсов и систем и получения консультаций.

5. Владелец документов, массива документов, информационных систем обязан оповещать собственника информационных ресурсов и (или) информационных систем о всех фактах нарушения режима защиты информации.

Из пункта 5 следует, что должны обнаруживаться все (успешные) атаки на ИС. Вспомним в этой связи один из результатов опроса (см. лекцию 1): около трети респондентов-американцев не знали, были ли взломаны их ИС за последние 12 месяцев. По нашему законодательству их можно было бы привлечь к ответственности...

2. Защита прав субъектов в указанной сфере осуществляется судом, арбитражным судом, третейским судом с учетом специфики правонарушений и нанесенного ущерба. Очень важными являются пункты статьи 5, касающиеся юридической силы электронного документа и электронной цифровой подписи :

3. Юридическая сила документа, хранимого, обрабатываемого и передаваемого с помощью автоматизированных информационных и телекоммуникационных систем, может подтверждаться электронной цифровой подписью. Юридическая сила электронной цифровой подписи признается при наличии в автоматизированной информационной системе программно-технических средств, обеспечивающих идентификацию подписи, и соблюдении установленного режима их использования.

4. Право удостоверять идентичность электронной цифровой подписи осуществляется на основании лицензии. Порядок выдачи лицензий определяется законодательством Российской Федерации.

Таким образом, Закон предлагает действенное средство контроля целостности и решения проблемы "неотказуемости" (невозможности отказаться от собственной подписи).

Таковы важнейшие, на наш взгляд, положения Закона "Об информации, информатизации и защите информации". На следующей странице будут рассмотрены другие законы РФ в области информационной безопасности.

Статья 8. Право на доступ к информации

1. Граждане (физические лица) и организации (юридические лица) (далее - организации) вправе осуществлять поиск и получение любой информации в любых формах и из любых источников при условии соблюдения требований, установленных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.

2. Гражданин (физическое лицо) имеет право на получение от государственных органов, органов местного самоуправления, их должностных лиц в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, информации, непосредственно затрагивающей его права и свободы.

3. Организация имеет право на получение от государственных органов, органов местного самоуправления информации, непосредственно касающейся прав и обязанностей этой организации, а также информации, необходимой в связи с взаимодействием с указанными органами при осуществлении этой организацией своей уставной деятельности.

4. Не может быть ограничен доступ к:

1) нормативным правовым актам, затрагивающим права, свободы и обязанности человека и гражданина, а также устанавливающим правовое положение организаций и полномочия государственных органов, органов местного самоуправления;

2) информации о состоянии окружающей среды;

3) информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, а также об использовании бюджетных средств (за исключением сведений, составляющих государственную или служебную тайну);

4) информации, накапливаемой в открытых фондах библиотек, музеев и архивов, а также в государственных, муниципальных и иных информационных системах, созданных или предназначенных для обеспечения граждан (физических лиц) и организаций такой информацией;

5) иной информации, недопустимость ограничения доступа к которой установлена федеральными законами.

5. Государственные органы и органы местного самоуправления обязаны обеспечивать доступ, в том числе с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети "Интернет", к информации о своей деятельности на русском языке и государственном языке соответствующей республики в составе Российской Федерации в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Лицо, желающее получить доступ к такой информации, не обязано обосновывать необходимость ее получения.

6. Решения и действия (бездействие) государственных органов и органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, нарушающие право на доступ к информации, могут быть обжалованы в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу либо в суд.

7. В случае, если в результате неправомерного отказа в доступе к информации, несвоевременного ее предоставления, предоставления заведомо недостоверной или не соответствующей содержанию запроса информации были причинены убытки, такие убытки подлежат возмещению в соответствии с гражданским законодательством.

8. Предоставляется бесплатно информация:

1) о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, размещенная такими органами в информационно-телекоммуникационных сетях;

2) затрагивающая права и установленные законодательством Российской Федерации обязанности заинтересованного лица;

3) иная установленная законом информация.

9. Установление платы за предоставление государственным органом или органом местного самоуправления информации о своей деятельности возможно только в случаях и на условиях, которые установлены федеральными законами.