Урок литературы с применением кейс технологии. Тема: «Кейс-технологии на уроках русского языка и литературы

Данный урок рассчитан на 45 минут; выполнен с использованием технологии кейс-метода. На уроке совершенствуются навыки исследовательской деятельности учащихся с использованием ИКТ. Это помогает учащимся получать нужную информацию, используя различные источники, а также презентовать свой опыт.

Что дает использование кейс-технологии (планируемые результаты).

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 37

Г. ВОРОНЕЖА

Методическое объединение учителей гуманитарного цикла

Русский язык и литература

Методическая разработка урока литературы с кейс-технологией

По теме: «Творчество А. С. Пушкина»

Выполнил:

Абрамова О. В.

Учитель русского языка и литературы

Высшей квалификационной категории

Данная методическая разработка предназначена для проведения урока литературы с использованием кейс-технологии по теме: «Творчество

А. С. Пушкина»

Краткая аннотация урока: данный урок рассчитан на 45 минут; выполнен с использованием технологии кейс-метода. На уроке совершенствуются навыки исследовательской деятельности учащихся с использованием ИКТ. Это помогает учащимся получать нужную информацию, используя различные источники, а также презентовать свой опыт.

Тип урока: урок обобщения и повторения.

Вид урока- урок-игра «Умницы и Умники».

Методическое обоснование выбора метода кейс-технологии. Технологические особенности метода кейс-технологии состоят в том, что она, являясь разновидностью исследовательско-аналитической технологии, органично включает в себя и технологию коллективного обучения, и технологию развивающего обучения, и технологию создания успеха.

Что дает использование кейс-технологии (планируемые результаты).

Учителю

Ученикам

Организация гибкого учебного процесса

Работа с дополнительным материалом

Возможность организации некоторых элементов учебного процесса во внеурочное время

Возможность самому готовить учебный материал

Развиваются навыки подбора материала

Общение с другими учащимися в группе

Освоение современных информационных технологий

Цели урока:

  • Углубить знания учащихся о жизненном и творческом пути выдающегося поэта;
  • Познакомить учащихся с фактами биографии А. С. Пушкина, оказавшими влияние на становление личности поэта;
  • Заинтересовать обучающихся личностью и творчеством поэта с целью формирования нового духовного опыта.

Задачи:

Образовательные:

  • Формировать умения работать с литературно-критическими материалами;
  • Систематизация и обобщение знаний по творчеству поэта;
  • Развитие умения воспринимать информацию;
  • Формировать умение выделять главное в сообщении учителя и учащихся;
  • Научить формулировать собственное отношение к произведениям русской литературы и давать им собственную интерпретацию;
  • Совершенствовать навыки выразительного чтения наизусть стихотворений;
  • Обогащать словарный запас учащихся.

Развивающие:

  • Развитие интереса к творчеству А. С. Пушкина;
  • Развитие критического мышления;
  • Развитие эстетического вкуса;
  • Осуществление системно-деятельностного подхода;
  • Формирование УУД(личностных, регулятивных, познавательных):
  • развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;
  • развитие умения опираться на свой субъективный опыт;
  • развитие творческих, речевых способностей учащихся;
  • развитие умения работать в группах.

Воспитательные:

  • Воспитание интереса и уважения к литературе;
  • Воспитание ценностного отношения к слову;
  • Воспитание бережного отношения к культурному наследию народа;
  • Воспитание чувства любви к Родине;
  • Формирование навыков публичного выступления;
  • Развитие коммуникативных УУД:
  • Создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества;
  • Взаимодействие учащихся в групповой работе: развитие уважения друг к другу, умения слушать товарища.

Формирование и развитие универсальных учебных действий:

  • Личностных:
  • Совершенствование духовно-нравственных качеств личности;
  • Ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях;
  • Метапредметных:
  • Регулятивных:
  • постановка учебной задачи;
  • умение работать в группе;
  • стуктурировать материал, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях;
  • Познавательные:
  • умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;
  • использование различных источников информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности;
  • Коммуникативных:
  • умение слушать и вести диалог;
  • сотрудничать со сверстниками и взрослыми.
  • Предметных:
  • В познавательной сфере:
  • Понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;
  • Умение анализировать литературное произведение;
  • Владение литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения.
  • В ценностно-ориентационной сфере:
  • Приобщение к духовно- нравственным ценностям русской литературы и культуры;
  • Формирование собственного отношения к творчеству А. С, Пушкина;
  • Понимание авторской позиции и своего отношения к ней.
  • В эстетической сфере:
  • Понимание образной природы литературы как явления словесного искусства;
  • Эстетическое восприятие произведений литературы;
  • Понимание русского слова в его эстетической функции.

Оборудование урока:

  • Мультимедийный проектор, компьютер, экран;
  • Компьютерная презентация, содержащая все этапы урока и кейсы с заданиями;
  • Распечатанные кейсы с заданиями и приложениями, выполненные в формате А4.

Игра «Умники и умницы» по творчеству А. С. Пушкина.

Проводится в среди учащихся 6 классов с учетом изученных ими к этому времени произведений.

Ход игры.

Агон 1. Биография поэта.

  1. Задание командам «Кейс №1. Устраните ошибки в тексте». Учащимся представлен текст, содержащий некоторые факты из биографии А. С. Пушкина. В нем допущены неточности, которые нужно устранить. Побеждает команда, нашедшая и устранившая наибольшее количество ошибок. За каждую устраненную неточность присуждается 1 балл. На выполнение задания дается 5 минут.

Кейс №1.

Александр Сергеевич Пушкин родился в Москве в 1899 году. Дом, в котором родился поэт, не сохранился, на месте его ныне – памятник великому поэтому (Пушкинская площадь).

Отец будущего поэта – Василий Львович – был известным в то время литератором, именно благодаря его стараниям пятнадцатилетний Александр Пушкин поступает в Царскосельский Лицей.

На выпускном лицейском экзамене в присутствии Ивана Федоровича Державина юный Пушкин читает свое стихотворение «Воспоминание о Царском Селе». Прочитав это стихотворение, Василий Андреевич Жуковский дарит Пушкину свой портрет с надписью: «Победителю ученику от побежденного учителя».

Друзьями Пушкина в лицее были Дельвиг, Пущин, Лермонтов, Кюхельбекер, Грибоедов. Окончив Лицей, Александр Сергеевич устраивается на работу в качестве профессионального литератора в литературное общество «Арзамас», названное так по городу, где оно появилось.

Ключ. А.С. Пушкин родился в Москве в 1799 году. Дом, в котором родился Пушкин, не сохранился, на месте его - школа, недалеко – памятник мальчику Пушкину. Известным литератором был дядя Пушкина, которого действительно звали Василий Львович. В Царскосельский Лицей Пушкин поступает в 1811 – ему 12 лет.

«Воспоминания в Царском Селе» Пушкин читает в присутствии Державина, которого зовут на самом деле Гавриилом Романовичем. И происходит этот не на выпускном, а на переводном экзамене – 8 января 1815 года. Василий Андреевич Жуковский подарил Пушкину свой портрет, но по прочтении не «Воспоминаний в Царском Селе», а поэмы «Руслан и Людмила».

Друзьями Пушкина в Лицее были Дельвиг, Пущин и Кюхелбекер.

Окончив Лицей Пушкин зачисляется в Коллегию Иностранных дел. В поэтическое общество «Арзамас» Пушкин вступает ещё будучи лицеистом. Название литературного общества, ориентированного на полемику с «Беседой любителей русского слова» лишь косвенно связано с названием уездного города Арзамас, расположенного далеко от столиц и ценного именно этим своим качеством.

  1. Реализация домашнего задания. Конкурс капитанов. «Кейс №2. Пушкинская эпоха» (Задание получено заранее).

Какое историческое время мы называем пушкинской эпохой? Попробуйте представить себя московским барином(барыней), крепостным крестьянином, петербургским чиновником. Опишите свои занятия в течение дня.

Пояснение по ведению игры №1. Задания первого блока выполняются одновременно. Пока ребята обеих команд работают над Кейсом №1, капитаны презентуют домашнее задание. Выполнение домашнего задания оценивается по пятибалльной системе.

  1. Задание. Блиц – игра «Чей портрет?». Ребятам демонстрируются слайды с изображением А. С. Пушкина и людей из его близкого окружения. Задание предполагает ответ на вопросы: «Кто изображен на портрете?» или в случае с портретами поэта: «Кто автор этих живописных полотен?» Каждый правильный ответ оценивается 1 баллом.
  1. А. С. Пушкин. 1827 год. Орест Адамович Кипренский;
  2. А. С. Пушкин. 1827 год. Василий Тропинин.

Оба создавали портреты с натуры. Тема портретов: Пушкин – поэт.

Образ поэта, созданный Кипренским, более торжественный, отличается приподнятостью, большей силой обобщения, а Пушкин Тропинина более прост, понятен. Тропинин и Кипренский сохранили свое понимание личности поэта, свое художественное видение, а это видение зависит от многих причин: таланта художника, его мировоззрения, интересов, склонностей, отношения к личности поэта. Тропинин уделяет больше внимания жизненной, бытовой характеристике образа и через нее раскрывает внутренний мир поэта, несколько подчеркивая чувственную сторону образа; Кипренского же больше интересует поэтическое вдохновение, "дум высокое стремленье", интеллектуальная ясность образа.

Очень верно подметил известный искусствовед Алексей Сидоров: "Между портретами Пушкина Тропинина и Кипренского – знаменательная противоположность. Интимный, "расстегнутый" Пушкин у Тропинина и Пушкин строго подтянутый у Кипренского; Москва и Санкт-Петербург; халат и сюртук; добрый "барин" у Тропинина и изысканный европеец у Кипренского; акцент на интимном реализме в одном случае и на шаблонизированном поэте-художнике в другом..."

  1. Н. Н. Гончарова, в первом браке Пушкина, во втором- Ланская; акварель А. П. Брюлова 1831-1832.
  2. В. А. Жуковский. 1783-1852. Поэт. Друг А. С. Пушкина. 1838 год. К. Брюллов.
  3. И. И. Пущин. 1798 – 1859. Поэт. Декабрист. Друг А. С. Пушкина. Николай Ге. 1875 год.
  4. В. Кюхельбекер.1797 – 1847. Поэт. Декабрист. Друг А. С. Пушкина.
  5. Жорж Шарль Дантес, после усыновления де Геккерен.1812-1895. 1830 год. Неизвестный художник.
  6. Г. Р. Державин 1747-1816. Поэт. Государственный деятель. Сенатор. Портрет кисти В. Боровиковского 1795 год.

«Старик Державин нас заметил. И, в гроб сходя, благословил» (А. С. Пушкин). Сказано об экзамене в Императорском лицее, что запечатлен на картине И. Е. Репина.

В январе 1815 года в Царскосельском лицее состоялись переводные экзамены из младшего класса в старший. В присутствии Державина читались его стихи; он слушал с живостью необыкновенной. Пушкин читал стихотворение «Воспоминания в Царском Селе», стоя в двух шагах от маститого поэта. «Я не в силах описать состояние души моей, - вспоминал позднее Пушкин. - Когда дошел я до стиха, где упоминаю имя Державина, голос мой отрочески зазвенел, а сердце забилось с упоительным восторгом». По свидетельству И.И. Пущина, Державин «в восторге, со слезами на глазах, бросился целовать его (Пушкина) и осенил кудрявую его голову».

Юноша-поэт произвел сильное впечатление на Державина. «Скоро явится свету другой Державин: это Пушкин, который уже в Лицее перещеголял всех писателей», - говорил он С. Т. Аксакову.

Агон 2. Сказки А. С. Пушкина. «Сказка ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок!».

  1. Задание командам. «Кто перед вами?». Определите героев пушкинских сказок по их словам. Как речь героев характеризует их? За каждый правильный ответ 1 балл, за пояснение – 1 балл.
  1. Ах ты, мерзкое стекло!

Это врешь ты мне назло!

Как тягаться ей со мною,

Я в ней дурь-то успокою!

«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях». Царица.

  1. Для меня вы все равны,

Все удалы, все умны,

Всех я вас люблю сердечно

Но другому я навечно

Отдана. Мне всех милей

Королевич Елисей.

«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях». Царевна.

  1. Ты, царевич, мой спаситель,

Мой могучий избавитель,

Не тужи, что за меня

Есть не будешь ты три дня,

Что стрела попала в море,

Это горе – все не горе…

«Сказка о царе Салтане…». Царевна-лебедь.

  1. Что тут дивного? Ну вот!

Белка камушки грызет!

«Сказка о царе Салтане…».Ткачиха.

  1. Реализация домашнего задания. Кейс №3. Что привлекает А. С. Пушкина в русском народном творчестве? Прокомментируйте слова Пушкина: «Уважение к минувшему – вот черта, отличающая образованность от дикости…». Задание оценивается по пятибалльной системе.
  2. Творческое задание. Инсценировка эпизода из сказки А. С. Пушкина. Выбор эпизода может осуществляться как участниками, так и учителем. Конкурс оценивается по пятибалльной системе (возможны дополнительные баллы за особый артистизм, декорации и костюмы)

Агон 3. Роман «Дубровский».

  1. Реализация домашнего задания №1. Кейс №4. Распределите приведенные ниже понятия в соответствии с их значимостью в романе «Дубровский», назовите три самые, на ваш взгляд, значимые:

Честь – достоинство – месть – ненависть – любовь – благородство – приключение – страдание – деньги – красота – искусство – обжорство – смерть.

Свой ответ аргументируйте. Задание оценивается по пятибалльной системе.

  1. Реализация домашнего задания №2. Кейс №5. Почему А. С. Пушкин не предполагает счастливой развязки своего романа (судя по черновикам и планам)? Задание оценивается по пятибалльной системе

Первоначально Пушкин собирался отправить Дубровского в Петербург, где Д. ждало разоблачение. Без вины виноватый; благородный разбойник, способствующий жестокому бунту; жертва насилия, становящаяся его орудием; дворянин, покинувший общество ради сохранения внутренней свободы и ставший заложником собственной социальной роли. Социальная мысль Пушкина - автора «Дубровского» пессимистична; последняя фраза в рукописи романа читается так: «Дубровский скрылся за границу». Отъезд героя за границу - не только знак его личного поражения, но и знак поражения всей России. Д., как трагическое следствие, вытеснен за ее пределы; причины полностью сохранены.

Пояснение по ведению игры №2. Задания третьего блока выполняются одновременно. Пока ребята обеих команд работают над выполнением задания кейса №4, капитаны презентуют домашнее задание, заключенное в кейсе №5. Оба задания оцениваются по пятибалльной системе.

  1. Брейн-ринг по роману А. С. Пушкина «Дубровский».

Пояснение по ведению игры «Брейн-ринг». Команды отвечают на вопросы по очереди. На размышление дается 20 секунд. Если у одной из команд нет ответа или он неправильный, вопрос переходит к команде соперников. За каждый правильный ответ присуждается 1 балл.

  1. Покровское, Кистеневка, Арбатово – Шабашкин, Троекуров, Верейский, Дубровский, Спицын. Раздайте имения их владельцам.
  2. «Всегдашние занятие его состояли в разъездах около пространных его владений, в продолжительных пирах и в проказах, ежедневно притом изобретаемых и жертвою коих бывал обыкновенно какой-нибудь новый знакомец…» О ком идет речь в этом фрагменте?
  3. Как звали отца Владимира Дубровского?
  4. Поручик. Что это за чин? Кто в «Дубровском» был поручиком?
  5. Какой чин был у Троекурова?
  6. Что отвечает отец Дубровского на предложение Троекурова поженить Машу и Владимира?
  7. Кто такой Тимошка?
  8. Как звали псаря, обидевшего Дубровского?
  9. «…я терпеть шутки от Ваших холопьев не намерен, да и от Вас их не стерплю, потому что я не шут, а » Вставьте в письмо Троекурова пропущенное слово.
  10. Как обошелся Дубровский с покровскими ворами?
  11. Узнайте героя по описаниям:
  1. «Маленький человек в кожаном картузе и фризовой шинели… Через минуту (он) уже стоял перед Кирилом Петровичем, отвешивая поклон за поклоном и с благоговением ожидая его приказаний».
  2. «В эту минуту в залу вошел, насилу передвигая ноги, старик высокого роста, бледный и худой, в халате и колпаке»;
  3. «Живописец изобразил ее облокоченною на перила, в белом утреннем платье с алой розою в волосах»;
  4. «Толстый мужчина лет пятидесяти, с круглым и рябым лицом, украшенным тройным подбородком…»;
  1. Кто такая Егоровна, как ее полное имя и фамилия?
  2. Кто, кому и при каких обстоятельствах говорит: «Не выдавай ты нас, а мы уж за тебя станем».
  3. Основное занятие Маши Троекуровой.
  4. Чему должен был учить француз Сашу?
  5. «Таковы были благородные увеселения русского барина!» О чем идет речь в этом предложении?
  6. «Знаем мы вас; куда тебе деньги тратить, дома живешь свинья свиньей, никого не принимаешь, своих мужиков обдираешь, знай копишь, да и только». Кто и кому говорит эти слова?
  7. Сколько лет Владимиру Дубровскому и Маши Троекуровой в то время, на которое приходятся основные события романа?
  8. «…красная шкатулка была точно пуста, деньги некогда в ней хранимые, перешли…» Куда подевались деньги? Чья была шкатулка?
  9. Сколько времени Дубровский под именем Дефоржа провел у Троекурова?
  10. Сколько лет было Верейскому?
  11. Какую песню любил насвистывать Троекуров?
  12. «…оборванный мальчишка, рыжий и косой, мелькнул из-за беседки…». Как звали мальчика?
  13. « Славная весть, - сказал ему Кирила Петрович, - я поймал Дубровского» о каком эпизоде идет речь?

Ответы к брейн-рингу.

  1. Покровское - имение Троекурова; Кистеневка – имение Дубровского, Арбатово-

Имение Верейского;

  1. О Кириле Петровиче Троекурове.
  2. Андрей Гаврилович.
  3. Отставным поручиком (старшим лейтенантом) гвардии был А. Г. Дубровский
  4. Троекуров имел чин отставного генерал-аншефа.
  5. «Нет, Кирила Петрович: мой Володька не жених Марии Кириловне. Бедному дворянину, каков он, лучше жениться на бедной дворяночке, да быть главою в доме, чем сделаться приказчиком избалованной бабенки».
  6. Штаб-лекарь, под присмотром которого находилась псарня.
  7. Псарь Парамошка.
  8. …старинный дворянин…
  9. «Дубровский …решился …проучить своих пленников прутьями, коими запаслись они в его же роще.
  10. 1) заседатель Шабашкин; 2) Андрей Гаврилович Дубровский; 3) мать Владимира Дубровского; 4) Спицын.
  11. Орина Егоровна Бузырева, няня Дубровского.
  12. Эти слова говорит кучер Антон Владимиру Дубровскому по дороге в Кистеневку.
  13. Чтение романов.
  14. Грамматике и географии.
  15. О «шутке» с медведем.
  16. Троекуров Спицыну.
  17. Дубровскому 22 года (23-й), Маше – 17 лет.
  18. «…в кожаную суму, которую носил он на груди под рубашкой». Речь идет о шкатулке Антона Пафнутьевича Спицына.
  19. Три недели.
  20. Около пятидесяти.
  21. «Гром победы раздавайся».
  22. Митя.
  23. Эпизод, связанный с Митей.

Агон 4. «И назовет меня всяк сущий в ней язык…». Творческий конкурс.

Пояснение по ведению игры. Последний агон предполагает индивидуальную работу учащихся: за каждый правильный ответ ученики получают Орден «Умник» и балл, присуждаемый команде.

Задание 1.Вставьте в стихотворные отрывки недостающие слова.

  1. Что ты, баба, …объелась?
  2. Коли лгу, пусть Бог велит

Не сойти живой мне с места.

Как мне быть? Ведь я…

  1. Дева вдруг

Ожила. Глядит вокруг

Изумленными глазами,

И, качаясь над цепями,

Привздохнув, произнесла

«…».

  1. Или бури завываньем

Ты, мой друг, утомлена,

Или дремлешь под жужжанье

Своего …

  1. Ни огня, ни черной хаты,

Глушь и снег…навстречу мне

Только…

Попадаются одне.

  1. Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,

На мутном небе мгла носилась;

Луна, как…

Сквозь тучи мрачные желтела,

И ты печальная сидела.

  1. Клюет, и бросает, и смотрит в окно,

Как будто со мною задумал одно;

Зовет меня взглядом и криком своим

И вымолвить хочет: «…».

  1. Там лес и дол видений полны;

Там… прихлынут волны

На брег песчаный и пустой,

И тридцать витязей прекрасных

… из вод выходят ясных,

И с ними дядька их морской;

Ответы на задание 1.

  1. Белены
  2. Невеста
  3. «Как же долго я спала!»
  4. Своего веретена.
  5. Версты полосаты.
  6. Бледное пятно.
  7. «Давай улетим!»
  8. О заре; чредой.

Задание 2. Музыкальный конкурс. Известно, что многие произведения

А. С. Пушкина вдохновили композиторов на создание музыкальных произведений. Цель данного конкурса – узнать, насколько хорошо ребята знакомы с этими музыкальными произведениями.

  1. Опера М. И. Глинки «Руслан и Людмила». Увертюра.
  2. Опера М. И. Глинки «Руслан и Людмила». «Марш Черномора».
  3. Римский-Корсаков к «Сказке о царе Салтане». «Полет шмеля».
  4. Георгий Свиридов. «Метель». Вальс.
  5. Георгий Свиридов. «Метель». Романс.

Домашнее задание: проиллюстрировать одно из прочитанных в 6 классе произведений.


Разделы: Литература

История вопроса

Для России кейс технологии или кейс методы обучения – сравнительно новое явление. Распространение они стали получать лишь в 90-ые годы 20-го века на базе нескольких московских вузов. В 2007-м был проведен первый чемпионат России по решению бизнес кейсов. В 2009-м году популярность чемпионата выросла настолько, что в нем приняли участие 3500 студентов из 15 городов России. Спонсорами турнира выступили сразу 30 международных компаний. В это же время некоторые зарубежные фирмы, имеющие филиалы и представительства в нашей стране, стали использовать кейс тестирование при приеме на работу.

В целях интеграции бизнес кейсов в российскую систему образования создана ассоциация бизнес-клубов РФ. Ее учредители обратились к президенту РФ Дмитрию Медведеву с открытым письмом, в котором говорится о необходимости распространения культуры бизнес кейсов в российских высших учебных заведениях не только для повышения качества образования, но и для развития национальной экономики в целом. Наличие в стране молодых специалистов, имеющих опыт ситуационного анализа, позволит развить сектор малого и среднего бизнеса и внедрить мировые стандарты бизнес этики на всех уровнях предпринимательства.

Между тем, кейс метод как форма обучения возник еще в начале прошлого века на базе школы бизнеса Гарвардского университета. Само происхождение термина одни исследователи связывают с английским словом case (портфель, небольшой чемодан), другие – с латинским casus (сложный, запутанный случай). Думается, и те и другие в чем-то правы, поскольку суть метода состоит в том, что учащиеся получают пакет (кейс) заданий, не имеющих точного решения. Соответственно от тестируемого требуется либо выявить проблему и пути ее решения, либо выработать варианты выхода из сложной ситуации, когда проблема обозначена.

Так, в США студенты рассматривали сложные ситуации, в которых оказывались реальные организации, и обдумывали способы выхода из них (или же ситуация была смоделирована, как реальная). Практика показала, что в дальнейшем, оказавшись в аналогичной реальной ситуации, выпускники легко находили пути решения. В 1920-м был издан первый сборник кейсов, после чего вся система обучения менеджменту в Гарвардской школе была переведена на case study. В 50-е годы бизнес кейсы стали активно использоваться и в Западной Европе.

В России кейс технологии называют еще методом анализа конкретных ситуаций (АКС), ситуационными задачами. В последние годы кейс технологии нашли широкое применение в медицине, юриспруденции, экономике, политологии, в школах бизнеса.

Считается, что наиболее успешно кейс технологии можно использовать на уроках экономики, права, обществознания, истории по темам, требующим анализа большого количества документов и первоисточников, а также для формирования знаний по тем дисциплинам, где несколько ответов на вопрос могут соперничать между собой по степени истинности.

Первоначально отечественные вузы и школы бизнеса пользовались переводными кейсами, однако они имели недостаточную эффективность, поскольку формулировавшиеся в них задания не учитывали российскую специфику организации производства, законодательства и т.д. Лишь в конце 2000-х стали появляться бизнес кейсы, основанные (или моделировавшиеся) на опыте российских компаний и фирм.

В последнее время все больше говорится об использовании кейс технологий в общеобразовательных школах, в частности, в форме проведения сетевых уроков. Но далеко не всегда кейс метод предполагает использование компьютерного обеспечения, так как в пакете заданий может содержаться вся необходимая для анализа информация (иногда даже информации дается больше, чем нужно, чтобы учащиеся умели отделять нужную от ненужной, главное от второстепенного).

Классификация кейс технологий

Кейс методы можно классифицировать в зависимости от того, какой именно творческой работы они требуют. В частности, выделяются методы инцидента, разбора деловой корреспонденции и ситуационного анализа.

Метод инцидента заключается в том, что учащийся должен сам отыскать нужную информацию для принятия решения по обозначенной проблеме. Зачастую в открытом доступе имеются разноречивые оценки того или иного события, явления, проблемы, а это означает, что учащемуся придется сформировать собственную позицию (либо стать на чью-то сторону, либо оставаться сторонним наблюдателем, констатирующим полярность мнений) и на основании этого делать выводы.

К примеру, задание может быть сформулировано следующим образом: «Принятие Закона о полиции – плюсы и минусы». Или – «Проведение чемпионата мира по футболу в России – плюсы и минусы».

Метод разбора деловой корреспонденции предполагает получение кейса с подробным описанием ситуации: пакет документов, помогающих найти выход из сложного положения (в том числе документы, не относящиеся к данной проблеме, чтобы учащиеся могли выбирать нужную информацию) и вопросы, которые позволяют найти решение.

Самым распространенным на сегодняшний день является метод ситуационного анализа , позволяющий глубоко и детально исследовать проблему. Учащемуся предлагается текст с подробным описанием возникшей ситуации и ставится задача, требующая решения. Могут быть также предложены для анализа уже реализованные шаги. В таком случае главной задачей будет определить (путем анализа) их целесообразность.

Естественно, при использовании каждого из перечисленных методов ученики получают также пакет вопросов, на которые им необходимо найти ответы для понимания сути проблемы. Кроме того, кейс технологии предполагают как индивидуальную работу над пакетом заданий, так и коллективную, что развивает умение воспринимать мнение других людей и умение работать в команде.

Таким образом акцент переносится на выработку знаний, а не на овладение готовым знанием. Учащиеся получают возможность соотносить теорию с реальной жизнью, в которой будущим выпускникам школ пригодится умение делать выводы, отстаивать свою позицию.

По типу и направленности кейсы можно подразделить на тренировочные, обучающие, аналитические, исследовательские, систематизирующие и прогностические.

Они могут быть разными не только по содержанию, но и по структуре. Структурированные кейсы (highly structured case) включают в себя сжатое и точное изложение ситуации с конкретными цифрами и данными. Здесь существует определенное количество правильных ответов, к которым можно прийти, овладев одной формулой, навыком, методикой в некой области знаний.

Неструктурированные кейсы (unstructured cases) представляют собой материал с большим количеством данных. Они предназначены для оценки скорости мышления, умения отделить главное от второстепенного. Для этого вида кейсов существуют несколько правильных вариантов ответов, и не исключается возможность нахождения нестандартного решения.

Первооткрывательские кейсы (ground breaking cases) могут быть как очень короткими, так и длинными. Наблюдение за решением такого кейса дает преподавателю возможность увидеть, способен ли человек мыслить нестандартно, сколько креативных идей он может выдать за единицу времени. Если работа ведется в группе, то способен ли учащийся подхватить чужую мысль и развить ее.

Различаются кейсы также и по объему. Полные кейсы (в среднем 20-25 страниц) предназначены для работы в группе в течение нескольких дней. Сжатые кейсы (3-5 страниц) – для разбора непосредственно на занятии и подразумевают общую дискуссию. Мини-кейсы (1-2 страницы), как и сжатые кейсы, предназначены для разбора в классе и зачастую используются в качестве иллюстрации к тому, о чем говорится на занятии.

Кейс технологии на уроках литературы

Советская образовательная система по праву считалась одной из лучших в мире. Однако с распадом СССР и развалом единой научно-методической базы позиции России в международном рейтинге пошатнулись. В 2006-м Центр оценки качества образования Института содержания и методов обучения Российской академии образования (при активном участии Министерства образования и науки РФ) в рамках Международной программы по оценке образовательных достижений учащихся PISA (Programme for International Student Assessment) проводил исследование в нашей стране.

Оно было направлено на определение уровня освоения школьных программ, а также на оценку способности учащихся применять полученные в школе знания и умения в жизненных ситуациях. В части исследования, касающегося литературы и грамотности чтения, оценивались умения, овладение которыми свидетельствует о полном понимании учениками текста: нахождение информации; интерпретация прочитанного; рефлексия на содержание текста или его форму и их оценка.

Результат удручающий. Наивысшие баллы получили лишь 1,7 процента принимавших участие в тестировании. В 2003-м году у российских школьников были такие же показатели, а в 2000-м максимальные оценки получили 3 процента школьников. В Финляндии, например, то же самое тестирование выявило 16,7 процента учащихся, полностью справившихся с заданием (в 2003-м году – 15 процентов, в 2000-м – 18,5 процента).

Обычно данные, полученные благодаря таким исследованиям, позволяют определить слабые места образовательной системы и определить пути усовершенствования методологии обучения. Однако, как мы видим, с начала 21-го века Россия оставалась на одном и том же достаточно низком уровне.

Это самое лучшее свидетельство того, что давно поставленная перед российской школой цель – подготовить выпускников к свободному использованию учебных навыков в повседневной жизни – не достигается. В значительной степени подобное происходит из-за отсутствия должного внимания к практической составляющей содержания обучения в общеобразовательных школах, следствием чего является нехватка у учащихся знаний и умений, которые они могут применить на практике.

При этом уровень предметных знаний и умений российских школьников не ниже или превосходит уровень учащихся многих стран, которые показали существенно более высокий уровень умения применять свои знания в близких к реальным ситуациях. Становится ясно, что, обеспечивая учеников багажом базовых (теоретических) знаний, российская система обучения не способствует развитию у них ситуативного навыка (практических знаний).

В связи с этим с еще большей остротой встает вопрос повышения эффективности образования. Перед каждым учителем-предметником ставится задача сформировать у будущих выпускников систему знаний, не существующих в отрыве друг от друга, а взаимосвязанных, знаний не абстрактных, а конкретных.

В частности, целью уроков литературы должны стать не только расширение словарного запаса учеников, не только изучение произведений классиков русской словесности, но и развитие у школьников умения мыслить, анализировать, развивать способности к собственному творчеству с использованием богатства устной и письменной речи.

Прошли времена, когда сочинения на одни и те же темы десятилетиями аккуратно переписывались со шпаргалок и выдавались за плоды своего труда. Русская литература – кладезь тем и проблем, не имеющих однозначного толкования, обширное поле для полемики и выражения позиции, основанной на системе гуманитарных и нравственных ценностей.

Однако, как и в любой другой отрасли, в системе образования для получения достойных результатов недостаточно только обозначить цель. Необходимо найти технологию обучения, которая позволила бы максимально задействовать коммуникативные и творческие способности учеников.

Кейс технологии – один из таких механизмов. Их сюжетную канву на уроках могут составлять как художественная, так и публицистическая литература. Наиболее простой вариант кейса – учащимся дается некий отрывок текста, несущего в себе нравственную проблематику, и предлагается придумать, предугадать, как будут развиваться события дальше. Например, рассказ Льва Толстого «После бала» или отрывок из произведения того же писателя «Детство», где основой анализа может стать поступок мальчика, имеющего очень чуткую, «жалостливую» натуру, тем не менее, поддаётся всеобщему негативному порыву и вместе со своими товарищами издевается над другим мальчиком.

После обсуждения, которое обычно получается бурным, участники дискуссии получают концовку текста писателя, чтобы соотнести собственные ощущения, предчувствия с авторским восприятием. Как правило, споры продолжаются и после этого. Единственный недостаток подобного вида творческой работы – анализу подлежат только короткие произведения, либо отрывки из романов и повестей.

В целом же художественные произведения русской литературы полностью подходят для изучения их с помощью кейс технологий, так как их идейным содержанием является не внешняя составляющая, а глубокий внутренний мир героев, их искания, морально-этическая подоплека поступков, в основе которых лежит главная отличительная черта русского литературного творчества – гуманизм.

Кейс метод помогает придать новое свежее звучание, казалось бы, давно избитым и наскучившим проблемным вопросам: «мне нравится (не нравится) Наташа Ростова»; «Евгений Онегин – посредственность или личность»; «Печорин – злодей или несчастный человек»; «Базаров – глупый умник» и так далее.

На уроках литературы используются кейсы различной степени сложности. Первая степень предполагает наличие практической ситуации и ее решения. Учащимся предлагается определить, подходит ли решение для данной ситуации и возможно ли иное решение. Например, согласны ли вы с утверждением критика Николая Добролюбова, назвавшего Катерину «лучом света в темном царстве»? Согласны ли вы со словами Александра Сергеевича Грибоедова о том, что в его комедии «Горе от ума» «25 глупцов на одного здравомыслящего человека»?

Вторая степень сложности: существует некая практическая ситуация – необходимо найти ее решение. Например, «чем обусловлена тема «лишнего человека» в русской литературе начала 19-го века»? Или «чем обусловлено появление «маленького человека» в русской литературе 19-го века»?

Третья степень сложности: наличествует практическая ситуация – необходимо определить проблему и найти пути ее решения. Например, при разборе романа Ивана Сргеевича Тургенева «Отцы и дети» предлагается определить главную тему, проблему произведения. Решить такой кейс учащимся предлагается сразу после первого прочтения романа. Как правило, большинство учащихся сбивается на пересказ прочитанного, воспроизводят сюжет. Гораздо меньшее число школьников главной темой произведения видят социальные проблемы, проблему несходства характеров разных поколений дворянского общества и т.д.

Решений может быть множество, и почти все варианты имеют право на существование, аргументацию и обсуждение. Кейс может быть представлен в виде всего лишь одного предложения – цитаты из текста. Например, как вы понимаете пушкинские строки: «Привычка свыше нам дана, замена счастию она»? Или лермонтовские строки: «Я вырос в сумрачных стенах душой дитя, судьбой монах»?

Подготовленные в письменном виде, эти кейсы читаются, изучаются и обсуждаются учащимися и составляют основу беседы, дискуссии под руководством преподавателя. После прочтения и детального анализа всего произведения выясняется истинное значение данных строк, сверяется с предложенными толкованиями до знакомства с произведением.

Ситуативные кейсы на уроках литературы могут быть связаны с проблемами и перспективами взаимоотношений между главными героями произведения; с составлением хронологических таблиц событий и даже с составлением карт маршрута передвижения главного героя.

Решение кейсов одинаково эффективно в групповой работе, в работе в парах, в индивидуальной работе. Результат решения кейсов может быть представлен в виде презентации, защиты проекта, сочинения-миниатюры, устного выступления и так далее.

При умелом использовании такого рода деятельности на уроках происходит самопроизвольный переход учащихся от внешней мотивации обучения к внутренней регуляции самообучения. Таким образом осуществляется переход от ориентации образования на усредненного ученика к ориентации на индивидуализированный подход к каждому учащемуся.

Плюсы и минусы

Современные требования к подготовке школьников, безусловно, не ставят под сомнение традиционные каноны российского образования, но требуют существенного расширения границ процесса обучения. Придерживаясь требований системности и комплексности учебно-воспитательного процесса, педагоги и целые школьные коллективы вынуждены прибегать к использованию альтернативных компонентов обучения. Эта работа началась не сегодня и даже не вчера и постоянно совершенствуется.

Кейс метод – одна из форм, способных положительно повлиять на процесс, поскольку традиционные методы ориентированы на изучение чего-либо, а кейс технологии – на овладение навыками применения имеющихся знаний к конкретной ситуации, для решения проблем, имеющих практическое значение. При применении данного метода на учеников не давит груз представлений о необходимости вести работу по строго запланированной схеме с осознанием конечного результата, к которому необходимо привести свою работу.

В последние годы человечество переживает информационный бум, связанный с доступностью разнообразной информации через сетевые ресурсы. В этой информации необходимо разбираться, иметь навык её критического анализа и приёмов использования разнообразных, подчас противоречащих друг другу сведений, для решения ставящихся жизнью задач. Особенностью современности является постоянное расширение информационного поля, что усложняет выбор.

Управляемость процесса обучения состоит в том, что право подбора информации (при допустимости участия учащихся на стадии подготовки кейса) принадлежит учителю. Он может прогнозировать ход обсуждения, а также варианты предлагаемых решений. Данный метод способствует развитию умений учеников самостоятельно принимать оригинальные нестандартные решения. Кейс технологии сегодня противопоставляются таким видам работы, как повторение за учителем, ответы на вопросы учителя, пересказ текста и т.п. Кейсы отличаются от обычных образовательных задач (задачи имеют, как правило, одно решение и один правильный путь, приводящий к этому решению, кейсы имеют несколько решений и множество альтернативных путей, приводящих к нему).

И все же, на мой взгляд, не следует считать кейсы панацеей от всех бед. Для школьной программы подобного рода методы – лишь дополнение к базовым знаниям, которые приобретаются традиционным путем. Никакая аналитическая работа не может быть интуитивной, никакие серьезные выводы не сделать, если нет глубоких знаний предмета, основных законов и закономерностей.

К сожалению, у нас в последнее время стало модным увлекаться какими-либо зарубежными проектами, видеть в их реализации решение вопросов. Но если задаться вопросом, почему передовая советская наука несколько десятилетий не воспринимала кейсы, хотя об их существовании давно и хорошо было известно? Только ли потому, что социалистическая плановая экономика не нуждалась в специалистах, способных нестандартно мыслить? Тогда как объяснить тот факт, что СССР занимал лидирующие позиции в мире в области развития науки, в том числе педагогической?

К тому же настолько ли кейсы новаторское для России явление, как о них говорится? Ведь по сути они сочетают в себе множество методов, не первый год использующихся в отечественной школе. Это уроки-диспуты, уроки-викторины, предметные олимпиады, деловые и ролевые игры, проектно-исследовательская работа, сократовские чтения и многое другое. То есть так или иначе российское образование пришло к тем же формам, только несколько иным путем. Не от экономики и прикладной математики к гуманитарным наукам, а, скорее, наоборот.

Все вышесказанное, отнюдь, не отвергает положительного начала кейс технологий, но ясно и другое: разработкой пакетов заданий («портфелей») должны самым серьезным образом заниматься профессионалы, научно-методические отделы соответствующих образовательных институтов. Когда это делается на дилетантском уровне, когда каждый учитель пытается внедрить новшество фактически вслепую (а сейчас в большинстве случаев так и происходит), теряется идеологическое начало, суть творческой или аналитической работы. Если идти этим путем, то при большом желании к кейс технологиям можно причислить даже чтение по ролям или математическую задачу, которую можно решить несколькими разными способами.

Задания не должны носить примитивный характер и причисляться к кейс методам по формальным признакам. Каждый кейс – это не самодеятельность, а серьезная научная разработка, которая должна учитывать возрастные особенности и творческие способности учащихся.

Список литературы :

  1. Вылегжанина И.В. Организация и апробация дистанционного обучения и дистанционной поддержки образовательного процесса в образовательном учреждении // Научно-методический журнал «Образование в Кировской области» – Киров, КИПК и ПРО, №4, 2007.
  2. Пажитнева Е.В. Кейс-технологии для развития одарённости // Химия в школе. – 2008, № 4.
  3. Паринов С.И. К теории сетевой экономики. – Новосибирск: ИЭОПП СО РАН, 2002.
  4. Русских Г.А. Дидактические основы современного урока: Учебно-практическое пособие. – М., Ладога-100, 2001.
  5. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: учебное пособие. – М.: Народное образование, 1998.
  6. Третьяков П.И. Управление школой по результатам: Практика педагогического менеджмента. – М.: Новая школа, 1997.
Метод кейса в обучении русскому языку и литературе
Аннотация. В статье рассматриваются применение кейс-метода на уроках русского языка и литературы, его взаимосвязь с другими современными методами обучения. Автор предлагает несколько вариантов использования кейсов на уроках. Статья главным образом ориентирована на педагогов школ.
Summary. In article application a case method at Russian and literature lessons, its interrelation with other modern methods of training is considered. The author offers some options of use of cases at lessons. Article is mainly focused on teachers of schools.

В науке известно множество трактовок понятия кейса в педагогике, но в нашей работе мы будем придерживаться утверждения, что case-study – метод конкретных ситуаций (от английского case – случай, ситуация), метод активного проблемно-ситуационного анализа , основанный на обучении путем решения конкретных задач. Данный метод в настоящее время является одним из самых эффективных способов обучения не только в профильных и общеобразовательных классах, но и в дистанционном обучении.

Особенность этого метода заключается в том, что учебно-методические материалы комплектуются в специальный набор (кейс) и пересылаются учащемуся для самостоятельного изучения или выдаются в начале урока, затем на уроке дети предлагают свои решения основных вопросов кейса, учитель корректирует выводы. Кейс может быть создан самими детьми или создаваться в процессе урока. Задания могут не иметь точного решения, тогда выявляется проблема, и учащиеся ищут пути ее решения, опираясь на объективную точку зрения лингвистов, писателей, поэтов. Во время занятия педагог выступает в роли проводника идей. В этом случае педагог может использовать групповые формы работы и индивидуальные консультации в сети Интернет, ресурсы библиотеки и компьютерного класса.

По своей сути метод кейса близок к таким методам, как игра, проект, дискуссия [ 3, c .12]. Поэтому кейсы могут быть дополнены следующими элементами из перечисленных методов обучения: игры на развитие речи (Слово-сказка, Эпитеты по алфавиту, Рисуночное письмо), игры-оптимизаторы (Нарисуй свою мечту, Пожелание дня, Хочу быть волшебником, Апельсиновое настроение), проекты «История моей фамилии», «Почему мы ошибаемся в написании слов», «Наш язык похож на языки других народов мира», дискуссия «Согласен ли я со словами К. Паустовского о русском языке?».

Мы хотели бы представить несколько кейсов, которые были включены в уроки русского языка и литературы в 5 классе.
Кейс 1 «Детский писатель: кто он?»:
Это кто накрыт в кровати

Одеялами на вате?

Кто лежит на 3-х подушках

Перед столиком с едой?

Самолет – один из видов транспорта, упоминаемый в стихотворении
«От кареты до ракеты»

Мы едем, едем, едем

В далёкие края.

Хорошие соседи,

Счастливые друзья.

Нам весело живётся,

Мы песенку поём,

А в песенке поётся

О том, как мы живём.

Чтобы стать героем,

Нужно быть отважным,

Честным в деле каждом,

Скромным в слове каждом.

Слабому - опорой

В поединке смелым,

Преданным народу.

Мыслями и делом.

За участие в Великой Отечественной войне, где был военным корреспондентом, награждён орденами “Красной звезды”, “Боевого красного знамени” и медалями.

Несмотря на многообразие творческих интересов, сам писатель главным делом своей жизни считал поэзию для детей.

Вопрос1: Что вы знаете о биографии этого писателя?

Задание 1: Найдите в тексте стихотворения характеристику Дяди Стёпы.

Вопрос 2: В одном переулке

Стояли дома

В одном из домов

Жил упрямый…?

Задание 2: В чем особенность щенка Трезора из стихотворения «Мой щенок Трезор»?

Кейс 2 «Почему это наука русского языка важна для нас?».
НАЙДИТЕ ОШИБКИ
ДОПОЛНИТЕ
[ йазык ] – язык
Звук может быть согласным, гласным…
Одна буква я дает всегда два звука й,а
Звонкий звук оглушается…
[ йож ] – ёж
Й – согласный звук…
[ мойа ] – моя
Звук О в безударной позиции…
Транскрипция слова всегда отлична от написания этого слова.
. – это наука русского языка, изучающая звуки

Кейс 3 «Моя сказка».

Найти определения к терминам в учебнике: зачин, повтор, олицетворение, сравнение, сказка, фольклор.

Миф и сказка: похожие жанры?

Текст Е. Клюева является сказкой, почему?

Записать слово ЦВЕТОК, на каждую букву слова придумать волшебных персонажей, затем написать сказку с участием этих героев.

Кейс 4 «Какая сказка?».

Учащиеся ищут слова-подсказки, которые находятся в кабинете литературы: они могут быть на мебели, доске, подоконнике.

Затем все слова собираются в единое место, например, на доске.

Слова: жили-были, три, стрела, лягушка, царевна, желания, волшебство.

Дети угадывают сказку и затем пишут мини-сочинение «Почему сказка о Царевне-лягушке является волшебной?».

О чем говорится в отрывках из стихотворений:

Ф.И.Тютчев

Нам не дано предугадать,
Как слово наше отзовется, –
И нам сочувствие дается,
Как нам дается благодать...

Иван Бунин

Молчат гробницы, мумии и кости,-
Лишь слову жизнь дана:
Из древней тьмы, на мировом погосте,
Звучат лишь Письмена.

И нет у нас иного достоянья!
Умейте же беречь
Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья,
Наш дар бессмертный - речь.

Как называются данные стихотворения? Когда отмечается День родного языка? Нужен ли данный праздник в нашей стране?

Проанализировав методику использования case-study в работе с учащимися, мы выделили следующие требования к кейсу в условиях подготовки будущих выпускников школы, коммуникабельных, мобильных и уверенных в себе:

    случай из жизни подростка;

    проблема, требующая решения;

    возможность нескольких путей решений данной проблемы;

    иллюстрация типичных ситуаций;

    развитие критического мышления.

Обучение с помощью метода кейса помогает школьникам приобрести разнообразные навыки:

    сбора информации (общение с разными возрастными категориями);

    критического мышления;

    межличностного общения: выслушивание и понимание других людей;

    коллективной работы в группе;

    творческой работы.

На наш взгляд, подобные занятия с детьми и подростками имеют большое воспитательное значение и помогают созданию условий для принятия учениками многообразия действительности, формированию системного видения, развитию устной речи и умению критически мыслить, формулировать, излагать и аргументировать собственную точку зрения.

Литература

    Андреев, А.А., Солдаткин, В.И. Дистанционное обучение: сущность, технология, организация/ А.А. Андреев, В.И. Солдаткин. – М.: МЭСИ, 1999. – 381 с.

    Андюсев, Б.Е. Кейс-метод как инструмент формирования компетентностей // Директор школы. – №4. – 2010. – с. 61 – 69.

    Балясникова, Т.А. Применение Кейс-технологии при подготовке учащихся к ЕГЭ (часть С) / Т.А. Балясникова. – М.: Планета, 2011. – 275 с.

Как использовать на уроке элементы кейс-технологий? Обратимся к античной философии.

«Объясню, как смогу, но не буду говорить ничего окончательного и определенного, а укажу только правдоподобные предположения», – говорил Цицерон.

Эта цитата объясняет принцип действия элементов кейс-технологии на уроке.

Кейс (от англ. case – случай) – это описание некоторой ситуации, события, которое несет в себе проблему и предполагает возможные варианты её решения.

Использование кейсов сводится не столько к приобретению конкретных знаний, сколько к развитию способностей, умений и навыков, среди которых особое внимание уделяется умению перерабатывать и анализировать большие массивы информации.

Кейс-вопрос, кейс-задание, кейс-ситуация не предполагают однозначного ответа, ответов может быть несколько, но все они будут по-своему правильными. Учащиеся должны проанализировать, обсудить, рассмотреть все варианты ответов.

Примеры кейс-заданий

Кейс-вопрос: С каким литературным персонажем можно сравнить героя поэмы «Мцыри»?

Кейс-задание: Является ли Лермонтов прообразом своего героя?

Кейс-ситуация: Представьте себя на месте главного героя. Нужно ли было убегать из монастыря из-за трех дней пребывания вне его стен?

На каждое задание нет и не может быть однозначного ответа.

Таким образом, кейс-технологии предлагают возможные варианты решений с вероятностным прогнозом их последствий.

Урок литературы для 8 класса с элементами кейс-технологий

М.Ю. Лермонтов. Поэма «Мцыри»

Цели урока:

Деятельностная: расширять творческое воображение учащихся, образное мышление, поэтическое видение мира; пополнять активный словарь школьников; совершенствовать навыки выразительного чтения; обогащать внутренний мир обучающихся, воспитывать любовь к литературе.

Оборудование урока: текст поэмы, электронная презентация «Тропы поэтической речи», фотографии природы Кавказа (у каждой группы на столах), аудиоверсия прочтения поэмы «Мцыри» в исполнении М. Павленко.

Формулирование темы и цели урока учащимися.

(Формируются регулятивные УУД: целеполагание, прогнозирование, учебное сотрудничество).

Выразительное чтение наизусть отрывка из поэмы подготовленным учеником.

Краткое сообщение учеников

1) Об истории создания поэмы «Мцыри».

2) Об отношениях М.Ю. Лермонтова к Кавказу, жителям гор.

(Формируются познавательные УУД – самостоятельное формулирование познавательной цели, поиск и выделение необходимой информации, умение осознанно строить речевое высказывание)

Слово учителя:

– Жизнь Лермонтова круто переменилась в феврале 1837 года. За стихотворение «Смерть поэта», посвящённое А.С.Пушкину, он был арестован. Дело о «непозволительных» стихах завершилось ссылкой – поэта отправили на Кавказ в действующую армию. Кавказ стал для М.Ю. Лермонтова не просто любимым местом уединения, он стал для него основой целого периода творчества.

Работа в группах.

На этом этапе урока формируются личностные УУД, которые обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию и ориентацию в межличностных отношениях; познавательные УУД – поиск и выделение необходимой информации, умение осознанно строить речевое высказывание, строить логическую цепь рассуждений и доказательств; коммуникативные УУД, обеспечивающие сотрудничество в поиске и сборе информации, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с нормами русского языка.

Задания для I группы.

  • К какому литературному направлению относится произведение М.Ю. Лермонтова «Мцыри»? Аргументируйте свой ответ.
  • Определите тему произведения. Докажите.
  • Какие образы предстают перед нами? Назовите их.
  • Какие понятия смешал поэт? Почему? Как эти понятия соотносятся в русском и английском языках?
  • Кейс-вопросы: какова идея произведения? Что автор выразил своим произведением? Кто из героев детской литературы может считаться близким по духу герою произведения «Мцыри»?

Звучит отрывок из поэмы «Мцыри».

Примерный ответ группы:

Это романтическая поэма. Герой-одиночка, который в финале произведения переходит в тот идеальный мир, к которому стремился. Герой стремится в единении с природой найти исцеление от своих мук. Природа параллельна чувствам человека.

Близко оно к другим произведениям Лермонтова: «Демон», «Маскарад» (изучались на уроке внеклассного чтения). Основными понятиями произведения являются понятия «СОБОДА» и «ВОЛЯ». Поэт разграничивает их. Свобода – понятие относительное (монастырь-символ неволи, но несвободы). Понятие «воля» – безгранично.

Из «Философского словаря», 2003 г.:

С философской точки зрения свобода – это способность человека действовать в соответствии со своими интересами и желаниями. В русском языке термин «свобода» употребляется прежде всего в значении «свобода от», т. е. отсутствие внешнего принуждения, гнета и ограничений. Понятие «воля» имеет более широкое значение (оформилось примерно в XV – XVI в.). С одной стороны, «воля» отнюдь не означала автономии личности, а напротив, заменяла ее авторитетом группы, что является в определенном смысле несвободой. А с другой стороны, в воле есть и свое желание и повеление природы, степи, дали, что характерно для русского восприятия мира. Понятие свободы закрепилось в христианстве как выражение идеи равенства людей перед Богом и возможности для человека свободного выбора на пути к Богу. Однако реализация этой идеи оказалась в противоречии с идеалами равенства и справедливости.

Возможно, эта разница и определяет идеи произведения «Когда волнуется желтеющая нива» – это не просто описание природы, а философское размышление, поиск внутренней гармонии.

Примерный кейс-ответ:

1. Идея стихотворения в том, что каждый выбирает свой путь. Но и Лермонтов, и Мцыри обречены на жизнь среди чуждых ему людей в том обществе, где царят ложь, фальшь и скука. С этим миром поэт был связан и рождением, и воспитанием, но задыхался в атмосфере интриг и сплетен. Особенно сильно ощущается одиночество в толпе. Живой, мыслящий, страдающий человек страшно одинок в мире "бездушных людей", "приличьем стянутых масок".

Герой «Книги джунглей»-Маугли также не может сосуществовать с миром человека. В этом мире нет гармонии, нет воли, единения с природой, естественности чувств. Горцы (а многих из них Лермонтов считал своими друзьями, но с многими же и воевал) свободны в своем желании жить. Этому способствует особая горная природа. Многие сцены посвящены только стихии природы (барс, дикая горная природа). Читатели должны обратить внимание на совершенство окружающего мира, слиться с этой красотой.

Задания для II группы.

  • В чём особенность композиции?
  • Когда в нём слышится голос лирического героя?
  • Определите строфику произведения и количество строф.
  • Попытайтесь изложить содержание каждой части стихотворения, наблюдая за мыслями и чувствами лирического героя. О чём говорится в каждой строфе?
  • Кейс-задание: должен ли человек отдать жизнь за три дня вольного счастья?

Примерный ответ группы:

В произведении трудно отделить лирического героя или автора. Лермонтов всегда пытается скрыться за «маской» своих героев. Это и является особенностью композиции, в которой явно чувствуется лишь лирическое переживание героя-автора, хотя сам автор повествует об истории, случившейся с «Мцыри» лишь в начале поэмы.

Части поэмы связаны между собой тематически и интонационно. В их расположении отражается постепенное слияние человека с природой и возврат в чуждый ему мир.

В битве с барсом гармонично сливаются мир природы и мир человеческой души. Каким же мы увидели лирического героя? Он любит жизнь во всех её проявлениях. Она даёт ему умиротворение, позволяет испытать счастье и заставляет задуматься о вечном, о красоте окружающего мира.

Примерный ответ на кейс-задание:

1. Каждый должен испытать чувство безудержного счастья-осознания абсолютной свободы.

2. Нельзя жить только страстями, свобода может стать хаосом, если она безгранична.

Задания для III группы.

  • С помощью каких художественных тропов поэту удалось создать такую красочную картину? Составьте таблицу «Тропы поэтической речи в поэме М.Лермонтова «Мцыри»
  • В чём своеобразие лексики?
  • В чём особенность синтаксических конструкций?
  • А сейчас кейс-ситуация: вспомните своё настроение, когда вы были на Кавказе. Всегда ли вы испытывали ощущение абсолютной свободы, единения с природой? Или ваше настроение менялось? Расскажите об этом.

Примерный ответ группы:

Тропы поэтической речи

Тропы поэтической речи

Примеры

Сравнения

Она, как червь, во мне жила..

Где люди вольны, как орлы...

Угрюм и одинок,
Грозой оторванный листок...
Я вырос в сумрачных стенах...

Я сам, как зверь, был чужд людей...
И полз и прятался, как змей...

Метафоры

В тени рассыпанный аул..

Но страх не сжал души моей...

Олицетворение

Меня могила не страшит:
Там, говорят, страданье спит...

Я видел груды тёмных скал,
Когда поток их разделял.
И думы их я угадал:
Мне было свыше то дано!

Количественное соотношение сравнений преобладает над остальными тропами.

Примерный анализ кейс-ситуации:

1. Обычно общение с природой Кавказа доставляет чувство свободы, стихию чувств. Городской человек (особенно живущий на равнине) испытывает минуты упоения естеством, чистым горным воздухом, красотой горной природы.

2. Жизнь состоит из разных полос, и если у человека есть серьёзные проблемы, депрессия, чувство одиночества, то никакая горная природа не сможет отвлечь его от них. Рассказывают разные случаи из жизни на отдыхе.

Коллективная работа.

Какое впечатление произвело на вас произведение?

Какое настроение оно вызывает?

Какие строки показались вам наиболее значительными? Почему?

Движению поэтической мысли соответствует и мелодия, интонация.

Вся 1 часть – один мелодический комплекс – повествовательная интонация.

Вся 3-19 часть – восторженно, с кульминацией в конце.

Вся 26 часть – мелодическое движение достигает вершины, и наступает её разрешение, каданс (мелодический оборот, завершающий музыкальное произведение).

Таким образом, интонация позволяет запечатлеть в звуке конкретные образы героя, образы природы. Логическое ударение способствует выделению наиболее значимых в каждой части слов. При чтении последней части звучат умиротворённые нотки, завершающиеся торжественной интонацией.

Проследить интонацию стихотворения, глубже проникнуть в его смысл поможет прослушивание прочтения поэмы «Мцыри» в исполнении М.Павленко.

Что нового открылось вам, благодаря прослушанному прочтению?

Рефлексия по методике незаконченных предложений.

(Формируются регулятивные УУД – осознанная оценка собственной деятельности и коммуникативные УУД – умение осознанно строить речевое высказывание в устной речи).

На уроке я узнал…
повторил…
учился…
понял…
задумался…

Теперь я могу…

Было трудно…

Домашнее задание: создать презентацию к поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри».

Литература

1. Аникина С.М., Золотарёва И.В. Поурочные разработки по литературе. 7 класс. – М.: ВАКО, 2010.

2. «Антология российской литературы», №4, аудиозапись.

3. Интернет-ресурс / lermontov.info›Мцыри

4. Тимофеев Л.И., Венгров Н. Литература. Краткий справочник школьника. М.: Дрофа, 1997.

5. Шагалов А.А. М.Ю. Лермонтов в школе. Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1999.

6. Литература. 8 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч. 1/ Автор-составитель Г.С. Меркин.

7. Маугли и Мцыри: две колонизации. Часть 5. Открытый урок с Дмитрием Быковым / YouTube youtube.com